Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Иванова А.Е. и Шелудько В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сурова А.В. на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 7 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 5 по Астраханской области к Сурову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что Суров А.В. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес", 3 в виде земельного участка площадью 53984 кв.м, административного здания литер А, ремонтно-механического цеха литер Б2, котельной литер Г, компрессорной литер З, трансформаторной литер Ж, лакокрасочного цеха литер К1, бетонно-смесительного узла литер Д2, сушильного цеха литер Е, гаража литер В. Согласно статье 388 и статье 399 Налогового кодекса Российской Федерации Суров А.В. является плательщиком земельного налога и налога на имущество. Административному ответчику направлено налоговое уведомление N 38634748 от 27 июля 2018 года по уплате налога на имущество за 2016 год в размере 193850 рублей, за 2017 год в размер 22350 рублей, земельного налога за 2017 год в размере 231848 рублей.
В связи с неуплатой налога Сурову А.В. выставлено налоговое требование.
После отмены судебного приказа мирового судьи судебного участкаN 1 Камызякского района от 14 января 2019 года, Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области обратилась с настоящим исковым заявлением и просила взыскать с Сурова А.В. налог на имущество физических лиц за 2016 года в размере 193850 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 года в размере 22350 рублей, земельный налог с физических лиц за 2017 год в размере 231848 рублей, всего на общую сумму 448048 рублей.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 7 октября 2019 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 декабря 2019 года решение Камызякского районного суда Астраханской области от 7 октября 2019 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Суров А.В. просит указанные судебные акты отменить, выражая не согласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции. Судами, по его мнению, были допущены нарушения в применении норм материального права. В частности, не было учтено, что указанное в исковом заявление имущество выбыло из его собственности.
Определением суда от 13 марта 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение Сурова А.В, в отсутствие иных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что административным ответчиком не исполнены обязательства по уплате налога на имущество и земельного налога. Процедура принудительного взыскания земельного налога налоговым органом соблюдена.
Как усматривается из материалов дела, Суров А.В. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: "адрес" 3 в виде земельного участка площадью 53984 кв.м, административного здания литер А, ремонтно-механического цеха литер Б2, котельной литер Г, компрессорной литер З, трансформаторной литер Ж, лакокрасочного цеха литер К1, бетонно-смесительного узла литер Д2, сушильного цеха литер Е, гаража литер В.
В адрес административного ответчика Сурова А.В. направлено налоговое уведомление N 38634748 от 27 июля 2018 года о необходимости уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в том числе после направления соответствующего требования, Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 1 Камызякского района был вынесен судебный приказ от 14 января 2019 года, который 22 февраля 2019 года по заявлению административного ответчика, был отменен.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ плательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
При этом статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации. Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах, в том числе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов в деле следует, что указанные в исковом заявление имущество было зарегистрировано за Суровым А.В, на имя иных лиц переход права собственности не оформлялся, судебных решений о признании права собственности на имущество в деле не имелось.
С учетом изложенного, удовлетворяя требования налогового органа, суды верно указали, что Суров А.В. является собственником имущества на который начислен налог за 2016-2017 г. Доводы административного ответчика об отсутствии у него данного имущества в указанном налоговом периоде является не обоснованными и опровергаются материалами дела.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм закона, и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению - без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 7 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сурова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.