Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Квасневского А.Д, поступившую в суд первой инстанции 03 августа 2020 года, на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 02 июня 2020 года по административному исковому заявлению Квасневского А. Д. к Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации, начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 24 декабря 2019 года N N незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя административного истца Бочарова Е.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Квасневский А.Д. обратился в суд с административным иском к начальнику 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и просил признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального Государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 24.12.2019 N N, обязать рассмотреть заявление повторно.
В обоснование требований истец указал, что является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации и относится к категории граждан, которая подлежит обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, вместе с тем ему было отказано в постановке на учет, что является нарушением пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 05 марта 2020 года в удовлетворении названого искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 02 июня 2020 года решение Ленинского районного суда города Севастополя от 05 марта 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Квасневский А.Д. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель административного истца Бочаров Е.В. доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебные акты отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец уволен с военной службы 23 апреля 1992 года.
Распоряжением Департамента капитального строительства города Севастополя от 17.07.2019 N- N Квасневский А.Д. восстановлен на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополе на основании решения Гагаринского районного суда города Севастополя от 10.01.2019 по категории граждан в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с 06.07.1992 составом семьи 2 человека (он сам, Квасневская И.А.).
Согласно сообщению Департамента капитального строительства города Севастополя от 04.03.2020 исх.N N по состоянию на 01.01.2020 Квасневский А.Д. состоит в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополе.
28.11.2019 Квасневский А.Д. обратился в 1 Отдел (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением принять его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением начальника 1 отдела (г.Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" N17 N от 24.12.2019, Квасневскому А.Д. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении на основании положения пункта 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1. статьи 15 Федерального Закона "О статусе военнослужащих", приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушения прав административного истца со стороны административного ответчика.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяет Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 данного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N342-ФЗ Российская Федерация, передавая субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", жилыми помещениями, одновременно предоставил органам государственной власти субъекта Российской Федерации право своим законодательством утверждать порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или на строительство жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что согласно данным Единого реестра 1 отдела (г.Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Квасневский А.Д. на учете не состоял.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
В соответствии с положениями пунктов 13, 14, 16, 28, 29, 30 - 31 данных Правил решение о принятии лиц, уволенных с военной службы до 1 марта 2005 года, на учет нуждающихся принимают органы местного самоуправления.
При этом, факт принятия административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по избранному истцом месту жительства в городе Севастополе подтвержден представленными по делу документами.
С учетом изложенного, судом сделан обоснованный вывод о том, что решение о принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся принято уполномоченным органом, в соответствии с законодательством, действовавшим на дату его увольнения с военной службы. С учета нуждающихся истец и его супруга не сняты, в связи с чем правовых оснований для признания решения ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" 1 отдел (Севастополь) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным не имеется.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 02 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 16 октября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.