Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки Финансовой и юридической грамотности" по доверенности ФИО, поступившую в суд первой инстанции 06 августа 2020 года, на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Министерству образования и науки Астраханской области об оспаривании бездействия органа государственной власти, должностных лиц.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось с административным иском к министерству образования и науки Астраханской области об оспаривании бездействия органа государственной власти, должностных лиц, указав, что 15 сентября 2019 года ими в адрес административного ответчика направлено обращение, которое в силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" подлежало рассмотрению ответчиком в течение 30 дней. Однако по истечению указанного срока ответ им как заявителям, не дан. Указанные действия административного ответчика (с учетом уточнения) просят признать незаконными.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 мая 2020 года Благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности" в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 мая 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки Финансовой и юридической грамотности" по доверенности ФИО выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Разрешая административный иск Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, полно и объективно дал им надлежащую правовую оценку, придя к обоснованному выводу об отказе удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
15 сентября 2019 года в министерство образования и науки Астраханской области поступило обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", которое зарегистрировано министерством 16 сентября 2019 года за N N в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, утвержденной распоряжением министерства от 08 февраля 2018 года N 21 "Об инструкции по делопроизводству в министерстве образования и науки Астраханской области", о чем свидетельствует регистрационно-учетная карточка (РКК) входящего документа.
Обращение в день регистрации направлено для подготовки проекта ответа уполномоченным лицам министерства, о чем представлены соответствующие сведения.
Управлением кадрового, образовательного и научного сопровождения региона руководителям организаций профессионального образования и образовательных организаций высшего образования Астраханской области для информации и использования в работе направлено письмо организатора Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" с предложением о сотрудничестве с образовательными организациями и учреждениями в рамках межсекторного взаимодействия, предусмотренного правительственной Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, что подтверждается исходящим письмом министерства от 27 сентября 2019 года N 06- 10820.
03 декабря 2019 года в адрес руководителей органов местного самоуправления Астраханской области, осуществляющих управление в сфере образования, заместителю главы администрации-начальнику управления образования администрации МО "Город Астрахань", руководителям образовательных организаций, подведомственных министерству, направлено письмо организатора Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" с предложением о сотрудничестве с образовательными организациями и учреждениями в рамках межсекторного взаимодействия, предусмотренного правительственной Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы для сведения и принятия самостоятельного решения о взаимодействии с вышеуказанной организацией.
Организатору добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" направлен ответ от 03 декабря 2019 года N N на его обращение, в котором изложены результаты рассмотрения обращения, принятые решения, что подтверждается уведомлением об отправке документа на электронную почту административного истца.
В обосновании доводов административного иска административный истец ссылается на положения Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации названного конституционного права, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", закрепляющим право граждан обращаться лично в государственные органы, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (статья 1, часть 1 статьи 2, далее - Закон N 59-ФЗ).
Пунктами 3 и 4 статьи 5 поименованного закона определено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 названной статьи, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, а также обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В соответствии с пунктом 3.1. Устава Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" для достижения уставных целей Общественное движение имеет право в порядке статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обращаться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся участниками движения.
Из содержания административного искового заявления следует, что административный истец обратился в суд не в защиту собственного интереса общественного объединения, так как иного, самостоятельного интереса, отдельно от интересов членов (участников) не существует, а в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - благополучателей и добровольцев (волонтеров) благотворительного молодежного общественного движения, не предусматривающего фиксированного членства.
Как следует из Устава Благотворительного регионального молодежного общественного движения Уроки финансовой и юридической грамотности" Общественное движение является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1.); в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 1.2.); осуществляет свою деятельность в пределах города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 1.8).
Согласно подпункту 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 4 Закона N 59-ФЗ термин "предложение" определен как рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Предложение административного истца к таковым не относится. Как обосновано указано административным ответчиком, данное предложение носит рекламный, рекомендательный характер. Императивности в себе данное письмо не несет.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 16 октября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.