Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дегис Н.Н, поступившую в суд первой инстанции 06 августа 2020 года, на решение Судакского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 июня 2020 года по административному исковому заявлению Крымской таможни к Дегис Н.Н. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (таможенных платежей).
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителей административного истца ФИО и ФИО, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крымская таможня обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Дегис Н.Н, в котором просит взыскать с Дегис Н.Н. в пользу Крымской таможни 260 656 руб.73 коп. таможенных платежей и пени в размере 39167 руб. 29 коп, а всего 299 824 руб.02 коп. на счет Федерального казначейства.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 11 февраля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 июня 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Дегис Н.Н. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконным, необоснованным, просит отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представители административного истца ФИО и ФИО возражали доводам кассационной жалобы, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что такие основания по результатам изучения материалов по кассационной жалобы имеются.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалам дела на основании пассажирской таможенной декларации N N от 31 мая 2017 года гражданином Дегис Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем города Феодосии Автономной Республики Крым было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство автомобиль "ВАЗ 2105", 1984 года выпуска, государственный регистрационный знак N, VIN (Nкузова) N объем двигателя 1294 см3.
Таможенным постом срок временного ввоза автомобиля марки "ВАЗ 2105" установлен до 31 мая 2018 года.
В установленный таможенным органом срок гражданин Дегис Н.Н. автомобиль марки "ВАЗ 2105" за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез.
Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате таможенных платежей.
20 июня 2019 года Красноперекопским таможенным постом Крымской таможни принято решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования N N
25 июня 2019 года административному ответчику Дегис Н.Н. выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени N N
Почтовое отправление было направлено ответчику по адресу:
"адрес" - вручено адресату 23 июля 2019 года согласно отчету об отслеживании почтового отправления;
"адрес", - получено адресатом 15 июля 2019 года согласно отчету об отслеживании почтового отправления.
При этом в установленный законом срок уведомление исполнено не было, что послужило основанием для принятия административном истцом мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.
Удовлетворяя административное исковое заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что требования Крымской таможни о взыскании задолженности по уплате Дегис Н.Н. таможенных платежей и пени являются законными и обоснованными.
Между тем судом первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17, далее - Таможенный кодекс).
В соответствии с названным кодексом таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу, в том числе транспортных средств, перемещаемых любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию (пункт 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 355).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 3 статьи 352 Таможенного кодекса).
Таким международным договором, действовавшим до 29 марта 2018 года (вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11 апреля 2017 года) является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
Статья 12 Соглашения устанавливает, что в отношении перечисленных в приложениях 3 и 4 товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, таможенные платежи не уплачиваются.
Так, в пункте 24 приложения 3 к Соглашению, устанавливающего категорию товаров и нормы ввоза, при перемещении которых через таможенную границу лицо освобождается от уплаты таможенных платежей, указаны автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа), находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:
- их ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Союза;
- такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения разъясняет, что датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
В настоящее время порядок признания лица прибывшим (переселяющимся) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в том числе вид документа, которым может подтверждаться такое признание, не регламентирован.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлена обязанность гражданина Российской Федерации, изменившего место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Исходя из предписаний абзацев седьмого и одиннадцатого пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" если лицо, переселяющееся на постоянное место жительства, не имеет гражданства Российской Федерации, переселяется в Российскую Федерацию не в рамках международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также не в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637, документом, подтверждающим признание его лицом, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, может являться вид на жительство.
Соответствующие разъяснения даны в письмах Федеральной миграционной службы от 29 апреля 2011 года N НС-1/14-5977, от 25 июня 2013 года N АК-1/2/2-7847 и письме МИД России от 19 июля 2013 года N32754/кд.
Как следует из материалов дела, Дегис Н.Н. принят в гражданство Российской Федерации и ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации 02 сентября 2015 года (л.д. 87).
06 июня 2017 года Дегис Н.Н. зарегистрирован по месту постоянного жительства на территории Российской Федерации по адресу: "адрес".
Таким образом, на момент ввоза 31 мая 2017 года зарегистрированного в другом государстве автомобиля на территорию Российской Федерации Дегис Н.Н. являлся гражданином Российской Федерации, прибывшим на постоянное место жительства в государство - член Союза - Российскую Федерацию.
Транспортное средство ввезено Дегис Н.Н. на таможенную территорию Таможенного союза не позднее 18 месяцев с даты прибытия на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Судом первой и апелляционной инстанции необходимо было установить о соответствии ввезенного для личного пользования Дегис Н.Н. транспортного средства условиям, установленным пунктом 24 приложения 3 к Соглашению и, как следствие, о распространении на него действующего таможенного законодательства об освобождении от уплаты таможенных платежей.
Указанные обстоятельства не исследовались судами при проверке законности и обоснованности принятого решения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты подлежат отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела следует проверить соответствует ли везенное для личного пользования Дегис Н.Н. транспортного средства условиям, установленным пунктом 24 приложения 3 к Соглашению, с учетом приведенного выше толкования норм материального права и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 11 февраля года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 июня 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 30 октября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасовой
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.