Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края ФИО поступившую в суд первой инстанции 12 августа 2020 года, на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 июня 2020 года по административному исковому заявлению ИФНС по г.к. Анапа к Очкас С.И. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя административного истца ФИО, представителя административного ответчика ФИО, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС по г.-к. Анапа Краснодарского края обратилась в суд с административным иском к Очкас С.И. о взыскании налоговых платежей.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2020 года административное исковое заявление ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края к Очкас С.И. о взыскании налоговых платежей, удовлетворено частично. Постановлено взыскать с Очкас С.И. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.к. Анапа Краснодарского края недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за период 2017 года в размере 759 233 рубля 93 коп, пени по земельному налогу в размере 588 рублей 40 коп, а всего на общую сумму 759 822 (семьсот пятьдесят девять тысяч восемьсот двадцать два) рублей 33 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 июня 2020 года решение Анапского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края Балаба Т.Д. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить в части отказа взыскания задолженности по земельному налогу, направить дело в данной части на новое рассмотрение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца Втулкин Д.А. доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебные акты отменить в части отказа взыскания задолженности по земельному налогу, направить дело в данной части на новое рассмотрение.
Представитель административного ответчика Балагуров Г.А. возражал доводам кассационной жалобы, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
По сведениям налогового органа, административный ответчик Очкас С.И. является плательщиком земельного налога, как собственник объектов недвижимости: земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес".
Частью 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и сбором (пункт 2 статьи 15 НК РФ).
Согласно статье 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно статье 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Ставки по налогу на имущество физических лиц установлены Решением Совета муниципального образования г.-к. Анапа N 135 от 25.10.2005 "Об установлении налога на имущество физических лиц".
Налоговый орган, предъявляя исковые требования о взыскании недоимки по земельному налогу за период 2017 года в размере 1 784 645, 03 рублей, рассчитывает сумму налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N1756 "Об утверждении результатов установления кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных остов Краснодарского края", которая составляет: 26647350 рублей - земельного участка с кадастровым номером N; 76 920 240 рублей - земельного участках кадастровым номером N; 17 821 747 рублей - земельного участка с кадастровым номером N; 6 278 583 рублей - земельного участка с кадастровым номером N; 5 051 459 рубля - земельного участка с кадастровым номером N; 5897340 рубля - земельного участка с кадастровым номером N; 13 939 169 рубля - земельного участка с кадастровым номером N
В соответствии с пунктами 1287456, 1287457, 1287458 таблицы N 4 приложения приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, составляет 11 139 223, 27 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 7 840 310, 91 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с метровым номером N, составляет 30943461, 31 рублей.
Названным документом установлено, что кадастровая стоимость земельных участков и средние значения кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Краснодарского края определены по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2016.
Таким образом, судебная первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет земельного налога должен производиться исходя из кадастровой стоимости земельных участков: 11 139 223, 27 рублей земельного участка с кадастровым номером N; 7 840310, 91 рублей, земельного участка с кадастровым номером N; 30943461, 31 рублей земельного участка с кадастровым номером N
На основании изложенного, суд первой инстанции произвел расчет земельного налога, принимая расчет земельного налога, произведенный ответчиком.
Земельный участок с кадастровым номером N: 139223, 27 рублей (кадастровая стоимость)* 1, 50%* 12/12= 167 088, 35 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером N: 7840310, 91 рублей (кадастровая стоимость)* 1, 50%* 12/12=117 604, 66 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером N 43461, 31 рублей (кадастровая стоимость)* 1, 50%* 12/12=464 151, 92 рублей.
Таким образом, задолженность административного ответчика по земельному налогу за период 2016 года перед истцом составляет 748 844 рубля 07 копеек.
Расчет земельного налога за период с 17.04.2017 по 31.12.2017 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N; N; N; N не оспаривается административным ответчиком.
Довод кассационной жалобы о том, что суды не обосновано применили при расчете задолженности кадастровою стоимость земельных участков, установленную приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не состоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Как следует из приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость установлена на 01 января 2016 года.
Учитывая, что данным приказом улучшается положение административного ответчика, суд первой инстанции с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно учли при расчете задолженности кадастровую стоимость земельных участков, установленных приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 30 октября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.