Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Винокурова О.Н, поступившую в суд первой инстанции 12 августа 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 21 июля 2020 года по административному делу по административному иску Винокурова О.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Давлетшаеву Р.С. о признании незаконным и отмене решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение Винокурова О.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Винокуров О.Н. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Давлетшаеву Р.С. о признании незаконным и отмене решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости, уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, понуждении совершить определенные действия.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 марта 2020 года административный иск Винокурова О.Н. удовлетворен частично.
Суд признал незаконными и отменил уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N N и N N от ДД.ММ.ГГГГ года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении категории и вида разрешенного использования земельных участков N и N по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами N и N
На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность, с учетом установленных судом обстоятельств, повторно рассмотреть заявления Винокурова О.Н. о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N N и N N от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении земельных участков N и N с кадастровыми номерами N и N, расположенными по вышеназванному адресу и возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Винокурову О.Н. об исполнении решения по административному делу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований решением суда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 21 июля 2020 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 марта 2020 года отменено в части признания незаконными и отмене уведомлений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N N и N N от 02 декабря 2019 года о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении категории и вида разрешенного использования земельных участков N и N по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами N и N; возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявления Винокурова О.Н. о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N N и N N от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении указанных выше земельных участков N и N с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ФИО
В остальной части решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, административный истец Винокуров О.Н. выражает несогласие с вынесенным апелляционным определением, считает его незаконным, необоснованным, просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный истец Винокуров О.Н. доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судебными инстанциями, Винокуров О.Н. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "сельскохозяйственное использование", а именно: земельного участка N N с кадастровым номером N земельного участка N N с кадастровым номером N и земельного участка N N с кадастровым номером N
Судом установлено, что 26 ноября 2019 года Винокуров О.Н. через Управление Росреестра по Республике Крым обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственном кадастровом учете, в которых просил внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости, а именно изменить категорию земель и вид разрешенного использования земельных участков N и N с кадастровыми номерами: N и N соответственно, расположенных по адресу: "адрес", на категорию "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования "автомобильный транспорт".
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что уведомлениями государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Девлетшаева Р.С. N и N N от 02 декабря 2019 года осуществление государственного кадастрового учета в отношении категории и вида разрешенного использования земельных участков приостановлено на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ввиду того, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Специалистом указано, что до перевода земель в другую категорию отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам или их объединениям. Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не могут быть изменены. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом участке. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Распоряжения Главы Республики Крым N562-рг от 05 ноября 2019 г. изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку, запрещено на основании статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
02 марта 2020 года Винокурову О.Н. на основании решений государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Девлетшаева Р.С. N N и N N отказано в учете изменений объектов недвижимости, в связи с тем, что в течении срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", что и явилось основанием для обращения Винокурова О.Н. в суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор по существу и, частично удовлетворяя административные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости", положениями статей 84, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, указал на то, что поскольку сведения об изменении категории земельных участков не были внесены в установленные законом сроки не по вине Винокурова О.Н, административный истец был вправе на законных основаниях обратиться к административному ответчику с заявлением об изменении категории земельного участка и вида разрешенного использования.
Удовлетворяя требования Винокурова О.Н. в части признания незаконными оспариваемых решений N и N от ДД.ММ.ГГГГ года, суд указал, что административный ответчик специалист-эксперт Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО был вправе приостановить государственную регистрацию и в порядке межведомственного взаимодействия направить в администрацию г. Феодосии Республики Крым запрос о получении сведений о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границ населенного пункта, однако такие действия им предприняты не были, и более того, обязанность по их совершению была возложена административным ответчиком на Винокурова О.Н.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке и, отменяя его в части удовлетворения требований о признании незаконными и отмене уведомлений N и N от ДД.ММ.ГГГГ года, судебная коллегия исходила из следующего.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в связи с переводом земельных участков из одной категории земель в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно части 1 статьи 2 и части 4 статьи 3 которого, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель, из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
По смыслу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы для внесения соответствующих изменений в ЕГРН органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Законом о государственной регистрации.
Согласно пункта 8, 11 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или переводе земельного участка из одной категории земель в другую, а также в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
Статьей 34 Закона N218-ФЗ определен порядок внесения регистрирующим органом сведений в ЕГРН.
Из приведенных выше норм права следует, что внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
При изложенных обстоятельствах, судебной коллегией верно установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в ЕГРН были внесены необходимые сведения с обязательными приложениями о включении земельных участков административного истца в границы населенного пункта, акт о переводе земельных участков, принадлежащих Винокурову О.Н. на праве собственности, из одной категории в другую не принимался, соответственно оснований для изменения категории земель с "земель сельскохозяйственного назначения" не имелось, из чего следует, что государственный регистратор пришел к правильному выводу о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении спорных земельных участков.
Исследуя вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями статьи 1, 30, 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Судебная коллегия обоснованно указала, что испрашиваемый перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N172-ФЗ, в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов, однако в данном случае таких оснований судом установлено не было.
Выводы судебной коллегии являются верными, в оспариваемом судебном постановлении мотивированными, а в жалобе по существу не опровергнутыми.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводы суда апелляционной инстанции они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 21 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Председательствующий: А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.