Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации города Сочи по доверенности ФИО, поступившую в суд первой инстанции 25 августа 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2020 года по административному исковому заявлению Чухо В.А. к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи (далее по тексту департамент) об оспаривании решения административного ответчика от 9 ноября 2018 года N N
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чухо В.А. обратился в суд с административным иском к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи (далее по тексту департамент) об оспаривании решения административного ответчика от 9 ноября 2018 года N N об отказе в присвоении адреса объекту адресации - жилому дому по адресу: "адрес", согласно присвоенному адресу земельного участка, на котором находится указанный жилой дом и возложении на департамент обязанности присвоить адрес жилому дому согласно адресу земельного участка, на котором фактически находится жилой дом и который в настоящее время числится по "адрес", без указания номера дома.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 18 февраля 2019 года требования административного искового заявления были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2020 года решение Центрального районного суда г. Сочи от 18 февраля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Администрации города Сочи по доверенности ФИО выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что административному истцу на основании договора аренды N N от ДД.ММ.ГГГГ года предоставлен земельный участок для строительства жилого дома в Центральном районе г "адрес"
На указанном земельном участке Чухо В.А. возведен трехэтажный жилой дом с кадастровым номером N площадью 545, 5 кв.м, право собственности на который зарегистрировано за административным истцом в ЕГРП 5 октября 2016 года.
На основании заявления Чухо В.А. административным ответчиком 27 октября 2017 года принято решение о присвоении арендуемому административным истцом земельному участку с кадастровым номером N площадью 700 кв.м, предназначенному для индивидуального жилищного строительства адреса: город-курорт Сочи, "адрес"
Чухо В.А. обратился в департамент с заявлением о присвоении адреса принадлежащему административному истцу на праве собственности жилому дому адреса соответствующего адресу земельного участка, на котором он расположен.
9 ноября 2018 года департаментом отказано в присвоении адреса объекту адресации на основании подпунктов "б" и "г" пункта 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Давая оценку оспариваемому решению органа местного самоуправления, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и установилфактические обстоятельства дела.
Так, в силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится, в частности, присвоение адресов объектам адресации.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту Правила).
В силу пункта 5 Правил, объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
По смыслу пункта 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы.
На основании пункта 8 Правил, присвоение адреса зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства осуществляется в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
Согласно пункту 9 Правил, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Условия и особенности присвоения адреса иным объектам адресации (земельным участкам, помещениям, многоквартирным домам) содержатся в пунктах 8, 10, 11 Правил, нормы об аннулировании адреса объекта адресации - в пунктах 14 - 18 Правил.
По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.
Согласно пункту 40 Правил, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктами 32 - 34 Правил присвоения адресов для присвоения дому адреса потребуются следующие документы: 1) заявление, подписанное заявителем либо его представителем; 2) документ, удостоверяющий личность собственника дома и его представителя, в случае обращения через представителя; 3) доверенность, если заявление подает представитель; 4) правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на дом; 5) разрешение на строительство дома и (или) разрешение на ввод дома в эксплуатацию; 6) кадастровый паспорт (выписка из ЕГРН) в случае присвоения адреса дому, поставленному на кадастровый учет.
Представление документов, перечисленных в пунктах 4 - 6 необязательно, так как уполномоченный орган должен запросить их в порядке межведомственного взаимодействия.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года 3 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в редакции, действующей на дату регистрации заявителем права собственности на жилой дом, не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Соответственно, при присвоении адреса фактически построенному объекту недвижимости совместно с заявлением необходимо представить правоустанавливающие документы на объект адресации и кадастровый паспорт объекта адресации. При этом представлять разрешение на строительство и разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию не требуется.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
По смыслу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.
Возражая против удовлетворения административного иска, департамент ссылался на то, что местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N по данным ЕГРН не соответствует границам земельного участка предоставленного заявителю в пользование на условиях аренды. Жилой дом размещен за границами места доступного размещения зданий, строений, сооружений.
Однако вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Сочи от 15 февраля 2016 года конфигурация земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", изменена.
Индивидуальный жилой дом, принадлежащий Чухо А.В, поставлен на кадастровый учет, право собственности административного истца на него зарегистрировано в установленном порядке, доказательств иного в деле нет, что указывает на отсутствие препятствий к присвоению адреса такому объекту, а, следовательно, незаконность решения административного ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав Чухо А.В. установлен судом первой инстанции.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 февраля 2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 30 октября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.