Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по доверенности Ивановой Д.Е. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Негрибецкой Т.А. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Негрибецкая Т.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Севреестра
N 91/001/011/2019-2401 от 30.10.2019 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру "адрес", возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать право собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 февраля 2020 года административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным сообщение государственного регистратора Севреестра
Лящук Т.Ю. N 91/001/011/2019-2401 от 30.10.2019 об отказе в государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.
На Севреестр возложена обязанность повторно, рассмотреть заявление административного истца о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру и сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в месячный срок с момента вступления его в законную силу. В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Севастопольского городского суда от 7 июля 2020 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по доверенности Иванова Д.Е. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах несоответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец обратился в Севреестр с заявлением N91/001/011/2019-2401 о регистрации за ним права собственности на квартиру N "адрес" в г. Севастополе.
К заявлению были приложены следующие документы:
- договор простого общества (о совместной деятельности), заключенный между Органом В.В. и Негрибецкой Т.А, предметом которого является создание простого общества на основе объединения вкладов для достижения общих целей - строительство жилого дома по ул. Симферопольская, 12-А в г. Севастополе, ввода его в эксплуатацию и получения каждым из участников в собственность индивидуально определенной части указанного объекта. Строительство объекта осуществлено на основании государственного акта на право собственности на земельный участок N944616 серии ЯА от 24.02.2016, с целевым назначением - для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений (приусадебный участок);
- протокол согласования проектной документации по строительству жилого дома N "адрес" от 11.08.2011;
- протокол согласования индивидуально определенной (выделенной в натуре) части объекта, подлежащей передаче в собственность от 11.08.2011;
- план объекта от 11.08.2011;
- акт приема-передачи от 10.02.2014 согласно которого Орган В.В. передал, а Негрибецкая Т.А. приняла в собственность квартиру N19, расположенную на пятом этаже, в доме N "адрес" в
г. Севастополе.
- дополнительное соглашение от 20.03.2015 к акту приема-передачи от 10.02.2014 к договору просто общества от 11.08.2011, которым акт приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации;
Согласно статье 1 Закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ " О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 4 статьи 29 Закона N218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.
Согласно положениям части 1 ст. 26 Закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7)
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона N218-ФЗ).
31.07.2019 государственным регистратором Лящук Т.Ю. в соответствии с п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 26 Закона N218-ФЗ вынесено уведомление N31/001/011/2019-2400 о приостановлении государственной регистрации до 30.10.2019 в связи с непредставлением разрешения на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Решением государственного регистратора Лящук Т.Ю, оформленным сообщением N91/001/011/2019-2401 от 30.10.2019, Негрибецкой Т.А. отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру N19 по ул. Симферопольская, 12-А в г. Севастополе на основании ст. 27 Закона N218-ФЗ, поскольку заявителем не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжением
Севастопольской городской государственной администрации N864р от
25.09.2007 ЧП Органу В.В. разрешено строительство жилого дома по
ул. Симферопольская, 12-А в г. Севастополе. Государственной инспекцией
архитектурно-строительного контроля Украины 15.02.2013 зарегистрирована декларация N СТ 14314900777 о готовности к эксплуатации объекта "Строительство жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Симферопольская, 12А, III категория сложности. При этом как верно указал
суд первой инстанции, в распоряжении административного ответчика
имелись сведения о том, что указаны многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N218-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Севреестр не вправе был истребовать у истца документы, необходимые для государственного кадастрового учета многоквартирного дома и, соответственно, необоснованно приостановил государственную регистрацию права собственности истца и, в дальнейшем, так же необоснованно отказал в регистрации такого права
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 февраля
2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 7 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.