Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Журавлевой Т.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Журавлевой Т.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Усову А.А. о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Журавлева Т.В. обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации от 27 января 2020 года
N 90/018/100/2020-76.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 19 марта 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении государственной регистрации от 27 января 2020 года N 90/018/100/2020-76 признанно незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2020 года решение Судакского городского суда Республики Крым от 19
марта 2020 года отменено. Принято новое решением, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной ЖуравлеваТ.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах несоответствию обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение представителя Журавлевой Т.В. адвоката Шугалей А.П, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Журавлева Т.В. является собственником торгового павильона, общей площадью 90, 1 кв.м, торговой площадью 64, 1 кв.м, по адресу: г. "адрес", что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество серии САС N N от 18 июня 2009 года.
14 декабря 2009 года решением исполнительного комитета Морского сельского совета Журавлевой Т.В. разрешено восстановление после пожара торгового павильона по адресу: с. Морское, ул. Шевченко, 35а.
21 мая 2013 года Журавлевой Т.В. в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым получена декларация о
начале выполнения строительных работ по реконструкции вышеуказанного торгового павильона (общая площадь строения согласно проектной документации 163, 2 кв.м.).
По окончании строительных работ по реконструкции указанного объекта недвижимости, 18 июля 2013 г. Журавлевой Т.В. получена декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная в Инспекции ГАСК в АР Крым за N КР N, согласно которой общая площадь торгового павильона составляет - 167, 8 кв.м, из которой площадь застройки - 105, 8 кв.м, торговая - 64, 1 кв.м.
Также по состоянию на 14 сентября 2013 года по заказу Журавлевой Т.В. подготовлен технический паспорт на здание магазина, расположенное по адресу: "адрес", из которого усматривается, что магазин (литер "А-2") возведён в результате реконструкции.
Согласно кадастровой выписке, нежилое здание - магазин, площадью 167, 8 кв.м, расположенное по адресу: : "адрес", поставлено на государственный кадастровый учёт 8 февраля 2017 года с присвоением кадастрового номера N N.
10 января 2020 года Журавлева Т.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на вышеуказанное здание, приложив к заявлению вышеуказанную декларацию о готовности объекта к эксплуатации, квитанцию об уплате государственной пошлины за осуществление регистрационных действий.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Усова А.А. от 27 января 2020 года N 90/018/100/2020-76 осуществление действий по государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимого имущества приостановлено до 27 апреля 2020 года на основании пунктов 5, 7, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что: не представлены документы, не обходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации по межведомственным запросам. Указано, что согласно ответам Государственного казённого учреждения Республики Крым "Государственный архив" и Службы государственного строительного надзора Республики Крым, полученным на межведомственные запросы, возможность подтвердить подлинность представленной административным истцом декларации о готовности объекта к эксплуатации N от 18 июля 2013 года, отсутствует.
Для возобновления осуществления действий по государственной регистрации права собственности заявителю рекомендовано представить актуальный документ, подтверждающий возникновение или наличие у него права на спорный объект.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля
2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, согласно пунктам 5, 7, 10 части 1 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно части 4 статьи 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 г. являются, в т.ч. решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
Из материалов дела следует, что свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество серии N от 18 июня 2009 года, общая площадь принадлежащего Журавлевой Т.В. торгового павильона, расположенного по адресу: с. Морское, ул. Шевченко, 35а, составляет 90, 1 кв.м. (торговая площадь 64, 1 кв.м.).
Решением исполнительного комитета Морского сельского совета от 14 декабря 2009 года N 48, которым Журавлевой Т.В. разрешено восстановление после пожара торгового павильона, увеличение площади данного объекта не предусматривалось.
Материалы административного дела не содержат разрешения о реконструкции административным истцом вышеуказанного торгового павильона с увеличением его площади.
Согласно декларации о начале выполнения строительных работ от 16 мая 2013 года, общая площадь строения согласно проектной документации составила 163, 2 кв.м.
В соответствии с декларацией о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной 11 июля 2013 года в Инспекции ГАСК в АР Крым за N КР N, общая площадь торгового павильона вновь была увеличена и составила 167, 8 кв.м.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 представленной административным истцом декларации о готовности объекта к эксплуатации, дата регистрации разрешительных документов, в частности, декларации о начале выполнения строительных работ, указана 21 мая 2013 г. Тогда как согласно поступившему на межведомственный запрос государственного регистратора ответу из филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в г. Судак от 21 января 2020 г, по данным текущей инвентаризации от 30 апреля 2013 г, нежилое здание (литер А) реконструировано в нежилое здание (литер А-2), вследствие чего общая площадь составила 167, 8 кв.м.
Таким образом, инвентаризация была проведена административным истцом ранее получения разрешительных документов.
Само по себе представление Журавлевой Т.В. декларации о готовности объекта к эксплуатации, согласно которой общая площадь торгового павильона была увеличена, при отсутствии соответствующих разрешительных документов, учитывая, что инвентаризация была проведена административным истцом раньше получения разрешительных документов, не могло служить основанием для осуществление государственной регистрации права собственности на вышеуказанное строение.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым обоснованно пришла к выводу том, что административный ответчик, при вынесении оспариваемого о приостановлении государственной регистрации от 27 января 2020 года N N, действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку доказательств.
С учетом изложенного, апелляционное определение второй инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.