Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Огильба Ф.В. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Огильба Ф.В. к военному комиссару города Феодосии и Кировского района Республики Крым Костенко А.С, военному комиссариату города Феодосии и Кировского района Республики Крым, военному комиссару ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" Ермилову О.В, ФКУ "Военный комиссариат Республики Крым" о признании действий по не направлению документов неправомерными, обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Огильба Ф.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что в рамках исполнения судебного решения по делу N 2-493/2018, при направлении его заявления от 11 января 2019 года на присвоение звания "Ветеран военной службы", административными ответчиками направлен не полный пакет документов (в части исчисления выслуги лет), в результате чего Управлением кадров Южного военного округа поданные материалы возращены без реализации.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 мая
2020 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14.08.2020, Огильба Ф.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в судебных актах несоответствию обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 1 марта 1989 года Киевским районным комиссариатом г. Харькова Огильба Ф.В. призван на военную службу в Вооруженные Силы СССР на 2 года в соответствии с пунктом "б" статьи 66 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности".
С 27 апреля 1989 года по 21 сентября 1992 года Огильба Ф.В. зачислен в распоряжение командира в/ч 18318 г. Липецк на должность авиационного техника самолета ВУС-4610034 на основании приказа Командующего 26 В А N 2 от 27 апреля 1989 года.
Согласно приказу Министерства обороны Республики Беларусь N 05 орт от 15 июня 1992 г. Воздушная Армия переоформлена в Военно-Воздушные Силы Республики Беларусь.
На основании приказа Министерства обороны Республики Беларусь
N 0397 от 2 апреля 1993 г. Огильба Ф.В. откомандирован в распоряжение Министерства обороны Украины.
25 мая 1993 года Огильбой Ф.В. принята присяга на верность народу Украины и в соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины от 10 ноября 1991 г. N1559 и Кабинета Министров Украины от 20 ноября
1991 г. N 321, в добровольном порядке зачислен на службу в Вооруженные Силы Украины с сохранением всех установленных законодательством льгот, выслуги, пособий, норм довольствия.
В период с 25 мая 1993 г. по 21 марта 2014 г. Огильба Ф.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Украины. С 25 июля 2008 г. по 21 марта 2014 г. являлся начальником военного представительства ВУС-4731022.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу N 187 от 3 апреля 2014 г. капитан 2 ранга Огильба Ф.В. признан проходящим военную службу по контракту сроком на 3 года на период с 21 марта 2014 г. по 26 мая 2017 г. и назначен на воинскую должность начальником 961 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, ВУС-7101003, "капитан 2 ранга", 20 тарифный разряд. На военной службе с 1 марта 1989 г.
В соответствии с выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 4 апреля 2017 г. N 195, капитан 2 ранга Огильба Ф.В, состоящий в распоряжении начальника 961 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, бывший начальник 961 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Выслуга в календарном исчислении - 28 лет. Выслуга лет на пенсию - 30 лет 6 месяцев. Подлежит направлению на воинский учет в военный комиссариат города Феодосии и Кировского района.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 52859 по строевой части от 4 мая 2017 г. N 80, капитан 2 ранга Огильба Ф.В, ВЕ-108600, состоящий в распоряжении начальника 961 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, уволенный с военной службы с зачислением в запас приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 4 апреля 2017 г, с 17 мая 2017 г. исключён из списков личного состава 961 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации и направлен на воинский учет в военный комиссариат г. Феодосии и Кировского района Республики Крым. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении по состоянию на 17 мая 2017 года составляет 28 лет 2 месяца 16 дней.
Согласно расчёту выслуги лет военнослужащего на пенсию, предоставленному начальником Центра финансово-экономического обеспечения Российской Федерации от 13 марта 2017 г, календарный срок службы капитана 2 ранга Огильба Ф.В. составляет 28 лет 00 месяцев 12 дней, срок, зачисляемый в выслугу лет за время обучения в гражданских учебных заведениях - 02 года 06 месяцев 00 дней, общая выслуга лет составляет 30 лет 06 месяцев 12 дней.
В разделе 15 послужного списка личного дела указаны сведения о награждении Огильба Ф.В. медалью "15 лет Вооруженным Силам Украины" на основании приказа Министра обороны Украины N1090 от 23 октября 2006 г.; медалью "За безупречную военную службу" II степени на основании приказа Министра обороны Украины N1419 от 6 ноября 2006 г.
Сведения о награждении орденами и медалями СССР отсутствуют.
Вступившим в законную силу решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2018 г. по гражданскому делу N2-493/2018 признаны незаконными действия военного комиссара города Феодосия и Кировского района Костенко А.С. в части возврата заявления Огильбы Ф.В. в связи с отсутствием оснований для направления материалов на комиссию Южного военного округа для присвоения статуса "Ветеран военной службы", на Военный комиссариат Республики Крым и военного комиссара города Феодосии и Кировского района Республики Крым возложена обязанность направить в установленном Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении порядка и условий присвоения звания Ветеран военной службы" от 19 мая 1995 г. N 501 порядке заявление Огильбы Ф.В. в комиссию Южного военного округа для разрешения вопроса о присвоении статуса "Ветеран военной службы".
На основании вышеуказанного вступившего в законную силу судебного акта был выдан исполнительный лист ФС N 014962992 и возбуждено исполнительное производство N-17952/19/82001-ИП.
18.01.2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым вынесено постановление об окончании указанного исполнительного производства на основании на пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в связи с исполнением требований исполнительного документа.
Письмом Военного комиссара Республики Крым Ермилова О. от 11 января 2019 г. N15/орг в адрес начальника Управления кадров штаба Южного военного округа направлены документы на присвоение капитану 2 ранга в отставке Огильбе Ф.В. звания "Ветеран военной службы": сопроводительное письмо от 11 января 2019 г. исх.N 15/орг; заявление Огильбы Ф.В. вх. N37/орг на 1 листе; справка исх. 14/орг на 1 листе; копия паспорта гражданина РФ на 2 листах; копия послужного списка на 12 листах; копия решения суда на 3 листах.
1 апреля 2019 г. за исх.N31/6/4312 Врио начальника отделения Управления кадров Южного военного округа в адрес военного комиссара Республики Крым без реализации возвращены материалы к присвоению звания "Ветеран военной службы" на Огильбу Ф.В, состоящего на воинском учёте в военном комиссариате Республики Крым, поступившие 15 апреля 2019 года (вх.N3228), поскольку в представленных материалах общая продолжительность военной службы, которая может быть учтена для присвоения звания "Ветеран военной службы" в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации составляет менее 20 лет в календарном исчислении. Также указано, что согласно разъяснениям ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 21 июня 2016 года N1Ю/6955, военная служба в Вооруженных Силах Украины до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации (получивших гражданство в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и г. Севастополя) не приравнивается к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (СССР) для установления звания "Ветеран военной службы".
Письмом Врио военного комиссара по г. Феодосии и Кировскому району Республики Крым от 24 мая 2019 г. административному истцу сообщено о возврате без реализации направленных в Управление кадров Южного военного округа материалов к присвоению звания "Ветеран военной службы" Огильбе Ф.В.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Федерального закона с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран военной службы" определяются Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 501 утверждены порядок и условия звания "Ветеран военной службы" (далее - Порядок и условия).
Так, согласно пунктам 2, 3, 4, 5 Порядка и условий, лицо, претендующее на звание "Ветеран военной службы", подаёт заявление и документы, подтверждающие основания для присвоения звания "Ветеран военной службы", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", в соответствующее кадровое или пенсионное подразделение.
Заявление и необходимые документы в 3-недельный срок направляются для принятия по ним решения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 2 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и
г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы", при постановке на воинский учёт в Республике Крым и г. Севастополе граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, их воинские звания, документы о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов.
Государством Украина Соглашение о правовых основах деятельности Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых государств от 20 марта 1992 г. подписано не было, вооруженные силы Украины в состав Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых государств не входили, из чего следует, что период прохождения службы в Вооруженных Силах Украины при подсчете общей продолжительности военной службы, дающей право на получение звания "Ветеран военной службы" не может быть учтён.
В силу статьи 5 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии у Огильбы Ф.В. выслуги, необходимой для присвоения звания "Ветеран военной службы".
Поскольку военным комиссаром Республики Крым в Управление кадров Южного военного округа был направлен пакет документов для присвоения звания "Ветеран военной службы", в том числе и послужной список капитана 2 ранга Огильбы Ф.В. на 12 листах, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод административного истца о том, что направление приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу N187 от 3 апреля 2014 г, N 195 от 4 апреля 2017 г, приказа командира в/ч 52859 от 4 мая 2017 г. N80 могло повлиять на законность принятого решения Управления кадров Южного военного округа.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определения апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.