Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Шахты по доверенности Карелиной Ю.Л. и главного архитектора-директора департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Геращенко Е.В, поступившую в суд первой инстанции 24 августа 2020 года, на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 03 июля 2020 года по административному исковому заявлению Долгоносова А.Н. к Администрации г. Шахты, главному архитектору - директору Департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г. Шахты Геращенко Е.В. об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Геращенко Е.В, представителя администрации г. Шахты Карелиной Ю.Л, административного истца Долгоносова А.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Долгоносов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Шахты, главному архитектору - директору Департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г. Шахты Геращенко Е.В. об оспаривании действий.
Административный истец просил суд признать незаконными действия административного ответчика по невыполнению в срок, установленный законом, согласования схемы границ земельного участка площадью 702 кв.м, по не установлению границ поворотных точек земельного участка, необходимого для строительства 60-квартирного жилого дома по "адрес", в установленный законом срок, признать незаконным невыполнение работ, установленных законом о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, обращения с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого участка в орган регистрации права.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 февраля 2020 года заявленные требования Долгоносовым А.Н. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 03 июля 2020 года решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 февраля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационных жалобах, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Шахты по доверенности Карелина Ю.Л. и главный архитектор-директор департамента архитектуры, градостроительства и территориального развития Геращенко Е.В, выражают несогласие с вынесенными судебными актами, считают их незаконными, необоснованными, просят отменить решения судов первой и апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель администрации города Шахту Карелина Ю.Л. и Геращенко Е.В. доводы кассационных жалоб поддержали, просил судебные акты отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Долгоносов А.Н. возражал доводам кассационной жалобы, просил в удовлетворении кассационных жалоб отказать, судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения на них, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 03 июля 2020 года подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции, в силу части 2 статьи 328 КАС РФ, являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции.
Согласно пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодека Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом незавершенного строительства является объект капитального строительства, строительство которого не завершено в установленном порядке, при этом степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи).
Объекты незавершенного строительства, то есть объекты, строительство которых не завершено, отнесены к объектам капитального строительства наряду с зданиями, строениями, сооружениями (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).
При этом согласно положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимому имуществу (недвижимым вещам, прочно связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:
1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
2) пользования общим имуществом собственников помещений;
3) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
4) управления многоквартирными домами;
5) учета жилищного фонда;
6) содержания и ремонта жилых помещений;
7) переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;
8) управления многоквартирными домами;
9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
10) предоставления коммунальных услуг;
11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт);
11.1) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - фонд капитального ремонта);
12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Однако объект незавершенного строительством, принадлежащий истцу, жилищным объектом не является.
Суды первой и апелляционной указывали в судебных актах на нормы жилищного законодательства, которые якобы регулируют возникший спор, однако жилищные правоотношения возникший спор не регулируют, так как возникшие правоотношения регулируются нормами иных отраслей права градостроительным, кадастровым, гражданским, земельным законодательством.
Также суд первой инстанции считает, что ввод в эксплуатацию многоквартирного дома без формирования земельного участка под ним невозможен.
Однако в соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы ряд документов, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
Администрацией г. Шахты было вынесено постановление N от 06.11.2019 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 702 кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка.
В пункте 4 постановления, которое оспаривает истец, сказано - Долгоносову А.Н. обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) по Ростовской области или многофункциональный центр без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка (регистрационный N от 20.12.2018 в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Шахты"), под объектом незавершенного строительства, со следующими характеристиками: адрес- "адрес"; категория земель- земли населенных пунктов; территориальная зона - зона многофункциональной застройки ОЖ/06 подзона Б; разрешенное использование земельного участка: многоквартирные жилые дома;
площадь -702кв.м. Данный земельный участок истец желает получить в пользование. Прежде чем получить земельный участок в пользование, его необходимо поставить на кадастровый учет.
Суд первой и апелляционной инстанции считают, что образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только с проектом межевания территории и утвержденной схемой расположения земельного участка.
Однако это неверное толкование норм земельного законодательства, поскольку требования об утверждении проекта межевания неосновательны, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Также в части 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, то есть образование земельного участка происходит или на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или проекта межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Схема расположения земельного участка площадью 702 кв.м. была утверждена постановлением Администрации г. Шахты N от 06.11.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В соответствии со ст. 1 Закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" определены и дано указание, что при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Таким образом, системный анализ законодательства указывает на то, что после утверждения схемы расположения земельного участка межевание данного земельного участка, т.е. установление границ его на местности (межевание -установление границ землепользовании согласно абз. 1 п. 3, п. 6 Положия о порядке установления границ землепользования в застройке городов 1996 г.), постановка на кадастровый учет осуществляет кадастровый инженер по обращению заинтересованного лица.
Указанные обстоятельства не исследовались судом апелляционной инстанции при проверке законности и обоснованности принятого решения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты подлежат отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела с учетом приведенного выше толкования норм материального права следует разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 03 июля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 09 ноября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.