Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Авдонина Г.А. на решение Советского районного суда города Волгограда от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 мая
2020 года по административному делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области к Авдонину Г.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Межрайонная ИФНС N10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Авдонина Г.А. в пользу Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 18 750 рублей, пени в размере 153 рубля 44 копейки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в налоговом периоде за 2016 год налогоплательщик имел в собственности автомобиль "данные изъяты" государственный регистрационный знак N.
В адрес административного ответчика направлялось уведомление N 83535243 от 30.12.2017г. Однако налогоплательщик в установленный законом срок обязанность по уплате налога не исполнил.
03.04.2018 в соответствии со статьей 69 НК РФ инспекцией выставлено требование N 20605 об уплате налога, пени, штрафа, процентов. Согласно указанному требованию, за Авдониным Г.А. числится задолженность на общую сумму 18903, 44 руб. по имущественным налогам, взимаемым с физических лиц, а именно: транспортный налог с физических лиц (2016 года): недоимка - 18750 руб. и пени - 153, 44 руб.
До настоящего времени указанные требования налогового органа в полном объеме не исполнены.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 11 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 мая
2020 года решение Советского районного суда города Волгограда от 11 декабря 2019 года в части взыскания с Авдонина Геннадия Анатольевича пени в размере 153 руб. 44 коп. отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Волгоградской области к Авдонину Геннадию Анатольевичу о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 153 руб. 44 коп. отказано. В части взыскания государственной пошлины решение изменено, ее размер снижен с 756 руб. до 750 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 03.09.2020, Авдононин Г.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. Выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу положений статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, к каковым относятся, в том числе, автомобили.
Законом Волгоградской области "О транспортном налоге" от 11 ноября 2002 года N 750-ОД установлены ставки, льготы, порядок и сроки уплаты транспортного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как усматривается из материалов дела, Авдонин Г.А. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 10 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика.
В собственности Авдонина Г.А. в налоговом периоде (2016 год) имелось автотранспортное средство - автомобиль "данные изъяты" 3/8 LWD государственный регистрационный знак N
30.12.2017 в адрес Авдонина Г.А. налоговым органом направлено налоговое уведомление N 83535243.
В связи с неисполнением налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, Авдонину Г.А. направлено требование
N 20605 от 3 апреля 2018 года, с указанием расчета транспортного налога, его суммы, подлежащей уплате в срок до 15.05.2018, в сумме 18903, 44 руб, а именно: транспортный налог с физических лиц (2016 года): недоимка - 18750 руб. и пеня - 153, 44 руб.
В связи с невыполнением указанного требования Авдониным Г.А. административный истец обратился с заявлением к мировому судье судебного участка N 107 Волгоградской области, которое было удовлетворено, 15.10.2018 вынесен судебный приказ о взыскании с Авдонина Г.А. задолженности по уплате транспортного налога и пени.
Определением от 1 февраля 2019 года мирового судьи судебного участка 107 Волгоградской области данные судебный приказ по заявлению
Авдонина Г.А. отменен, в связи с поступлением возражений от должника.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная законом обязанность по оплате транспортного налога административным ответчиком, как налогоплательщиком, в установленные сроки не исполнена, что является основанием для взыскания с него в судебном порядке заявленной к взысканию задолженности по налогу.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
В части взыскания с административного ответчика пени за несвоевременную уплату налога, судебная коллегия по административным дела Волгоградского областного суда не согласилась с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено статьи 72 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Авдонин Г.А. налоговое уведомление не получал. Доказательств направления и получения налогоплательщиком налогового уведомления N 83535243 от 30 декабря 2017 года налоговой инспекцией не предоставлено и не подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 4 статьи 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Учитывая вышеизложенное, вывод судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда о том, что обязанность по уплате транспортного налога у Авдонина Г.А. должна наступить не ранее даты получения налогового уведомления, а пеня может быть начислена в случае виновного неисполнения такой обязанности, является законным и обоснованным.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы жалобы о том, что административный ответчик имеет льготу в 100 л.с. не могут быть приняты судом кассационной инстанции в качестве оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку пунктом 2 статьи 2 Закона Волгоградской области "О транспортном налоге" от 11 ноября 2002 года N 750-ОД установлена льгота, в отношении только одного транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73, 55 кВт) включительно.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и апелляционного определения второй инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, решение районного суд и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суд подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда города Волгограда от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 27 мая
2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.