Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балабанюка В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Балабанюка В.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о возложении обязанности совершить определённые действия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Балабанюк В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с государственного кадастрового учёта нежилое здание - летнюю кухню с кадастровым номером N N, нежилое здание - сарай с кадастровым номером N N
В обоснование заявленных требований указывал на то, что вышеуказанные объекты поставлены на кадастровый учёт без заявления правообладателя, что является нарушением требований статей 14, 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Отмечает, что данные объекты не обладают признаками самостоятельности, поскольку являются вспомогательными вещами по отношению к жилому дому, расположенному по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Красная Зорька, ул. Московская, 5, собственником которого является Балабанюк В.В. Обратившись с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных объектов получил отказ, что стало основанием для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. На Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Балабанюка В.В. о снятии с кадастрового учёта нежилого здания - летней кухни с кадастровым номером
N N и нежилого здания - сарая с кадастровым номером
N N. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2020 года решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 11 декабря 2019 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Балабанюк В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального. По его мнению, выводы изложенные в обжалуемом судебном акте не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Сведения об объектах капитального строительства - нежилом здании - летней кухне с кадастровым номером N N и нежилом здании - сарае с кадастровым номером N N N, - включены в ЕГРН в результате завершения работ по внесению в кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа "Крымский" в соответствии с материалами, предоставленными исполнителем работ по государственному контракту.
Балабанюк В.В. обратился к административному ответчику с заявлением о снятии указанных построек с государственного кадастрового учёта, так как указанные постройки не являются объектами недвижимости.
Однако письмом от 05 сентября 2019 года административный ответчик отказал административному истцу в снятии построек с государственного кадастрового учёта.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" сведения об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтённые объекты недвижимости), с учётом предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Во исполнение указанной нормы Советом министров Республики Крым 1 сентября 2014 года вынесено постановление N 301 об утверждении Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым постановлением от N 301.
Указанный нормативно-правовой акт определяет порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно пункту 4 Порядка источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
- документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);
- документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Сведения о спорных объектах включены в кадастр недвижимости в соответствии с информацией, поступившей из филиала ГУП РК "Крым БТИ" в Симферопольском районе.
Согласно представленному инвентаризационному делу, которое послужило основанием для внесения сведений, указанные объекты имеют фундамент, стены из камня и крышу.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) п. 1 ст. 130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции, судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым на основании сведений, содержавшихся в инвентаризационном деле, сделан правомерный вывод, о том, что спорные объекты недвижимости, прочно связанны с землей, что в соответствии с указанной выше нормой ГК РФ можно признать недвижимостью.
Доказательств того, что указанные объекты не являются недвижимыми ни должностному лицу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (при обращении с заявлением о снятии их с кадастрового учёта), ни в суд не представлены.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм
материального права.
Поскольку выводы судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым об отказе в удовлетворении иска являются верными, нормы материального права применены и истолкованы правильно, процессуальных нарушений, которые могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.