Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу Боргомодова Д.М. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Боргомодова Д.М. к администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованные лица: комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, Ляшенко С.А, Лысенко Л.А, Управление муниципального контроля администрации города Евпатории Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления N 917-п от 24 мая 2019 года о демонтаже (сносе) нестационарных объектов, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Боргомодов Д.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления администрации города Евпатории Республики Крым N917-п от 24.05.2019 г. о демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: "адрес"
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что Боргомодов Д.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.09.2015 является собственником 41/100 доли жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: "адрес", на земельном участке площадью 568 кв.м, состоящего в целом из жилого дома лит. А общей площадью157, 2 кв.м, жилой - 80, 4 кв.м, сараев лит. Б, В, Уб, сооружений, с кадастровым номером N N. Спорное сооружение было возведено в 2009 году матерью Боргомодова Д.М, после чего оборудовано ограждением. Боргомодов Д.М. указывает, что фактически домовладение является многоквартирным домом и решением общего собрания домовладения был определен порядок пользования придомовой территорией данного дома. По мнению Боргомодова Д.М. наличие капитального строения в виде ограждения не создает препятствий передвижению внутри домовой территории, не выходит на красные линии улиц, проезжих частей публичного образования, не нарушает законных прав и интересов публичного образования города Евпатории. Корме того, за указанное нарушение Боргомодов Д.М. уже был привлечен к административной ответственности постановлением N58/46-КП/2019 от 07.03.2019.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2020 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 31.08.2020, Боргомодова Д.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Боргомодова Д.М. и его представителя Савченко Г.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что собственниками жилого дома N 6 по улице "адрес" являются: Боргомодов Д.М. - 41/100 доля на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.09.2015 после смерти матери Корнеевой В.С, Ляшенко С.А. - 29/100 доли на основании договора купли-продажи от 06.09.1999 г, Лысенко Л.А. - 3/10 доли на основании договора купли-продажи доли жилого дома от
15.03.2007 г.
При этом земельный участок по адресу: "адрес" 6, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, что не оспаривалось сторонами. Приобщенная к кассационной жалобе выписка из ЕГРН датированная от 24.08.2020, то есть до дат принятия решения и апелляционного определения, в связи с чем, не может свидетельствовать о недоказанности выводов судов в этой части.
03.12.2018 Боргомодов Д.М. обращался в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом от 10.12.2018 рекомендовано совместно обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
16.05.2019 Управлением муниципального контроля администрации города Евпатории Республики Крым составлен акт обследования нестационарного объекта, размещенного на территории муниципального образования города Евпатории N1, согласно которому по адресу: "адрес", в общем дворе дома N 6 размещены (установлены) нестационарные объекты: у входа в квартиру N2 расположено ограждение, представляющее собой металлическую капитальную конструкцию (забор), состоящую из трех секций прямоугольной формы, закрепленных между собой металлическими столбами, а также металлической калитки, размер всей конструкции составляет 7, 8 м х 3, 15 м х 1, 9 м; у входа в квартиру N2 на муниципальном земельном участке расположены иные объекты движимого имущества в виде каменных блоков в количестве 2 штук, размер каждого объекта составляет 0, 5 м х 0, 25 м х 0, 3 м; при входе во двор с левой стороны напротив квартиры N1 расположены элементы нестационарного ограждения, а именно 3 металлические трубы толщиной приблизительно 0, 1 м, высотой 1, 9 м, вертикально вмонтированные в земельный участок.
Вышеуказанные металлические ограждения расположены на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности неправомерно, поскольку разрешительная документация на установку указанных нестационарных объектов отсутствует.
Согласно частью 2 статьи 10 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 30.10.2017 г. N1-65/1, проектирование ограждений производится в зависимости от их местоположения и назначения согласно ГОСТу, каталогам сертифицированных изделий, проектам индивидуального проектирования; согласование проектов ограждений производится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органа государственной власти, правилами землепользования и застройки города Евпатории, Правилами благоустройства, а также градостроительными регламентами зон; положениями ч. 2 ст. 11 Правил благоустройства установлен запрет в части размещения малых архитектурных форм в качестве элементов общественного пространства в отсутствие согласования с органами архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории; согласно информации Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым разрешительная документация на размещение вышеуказанных объектов не выдавалась; в соответствии с информацией Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым договоры аренды земельного участка по указанному адресу не числятся; данные о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка на официальном сайте Росреестра отсутствуют.
Согласно заключению комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым от 23.05.2019 г. N1 указанные металлические ограждения и каменные блоки расположены на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, неправомерно, поскольку разрешительная документация на установку данных нестационарных объектов отсутствует.
Объекты подлежат демонтажу (сносу) в соответствии с частью 2 статьи 10, частью 2 статьи 11 Правил благоустройства, постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 г. N465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
24.05.2019 администрацией города Евпатории Республики Крым принято постановление N917-п "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: "адрес", в общем дворе дома 6", согласно которому демонтажу подлежит нестационарный объект - ограждение, представляющее собой металлическую некапитальную конструкцию (забор), состоящую из трех секций прямоугольной формы, в течение 7 рабочих дней с даты вручения (получения) настоящего постановления; нестационарные объекты - иные объекты движимого имущества в виде каменных блоков в количестве двух штук, в течение 7 рабочих дней с даты вручения (получения) настоящего постановления; нестационарные объекты - элементы нестационарного ограждения - 3 металлические трубы, вертикально вмонтированные в земельный участок, в течение 7 рабочих дней с даты вручения (получения) настоящего постановления; необходимо привести занимаемый незаконно размещенными нестационарными объектами земельный участок по указанному адресу в первоначальное состояние; муниципальное бюджетное учреждение "Порядок" определено специализированной организацией, непосредственно производящей демонтаж (снос), вывоз, разборку демонтируемых (сносимых) нестационарных объектов и имущества, находящегося у них.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 3 статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Согласно пункту 3 постановления администрации города Евпатории Республики Крым N947-п от 07.05.2018 г, которым создана комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, управление муниципального контроля администрации города Евпатории Республики Крым и отдел городского строительства администрации города Евпатории Республики Крым определены как уполномоченные органы по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 г. N465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющимися объектами капитального строительства" (далее - Порядок) иной нестационарный объект - объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенный для хозяйственно-бытовых нужд;
демонтаж (снос) неправомерно размещенного нестационарного объекта (далее - демонтаж (снос) нестационарного объекта) - действия по освобождению земельных участков, а также зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе действия по отключению нестационарного объекта от сетей инженерно-технического обеспечения, снятию его с места установки и эксплуатации, при необходимости - разборке объекта на отдельные части и транспортировке его к месту хранения с сохранением за владельцем права собственности на объект;
владелец нестационарного объекта - собственник нестационарного объекта либо иное лицо, обладающее правом владения и пользования нестационарным объектом.
В силу пункта 1.5 Порядка освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, занятые, в частности, следующими видами нестационарных объектов: хозяйственные постройки, не являющиеся объектами недвижимости; ограждения; иные объекты движимого имущества.
При этом согласно пункту 2.2 Порядка факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
В течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию (п. 3.1 Порядка).
Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (п. 3.2 Порядка).
В силу пункта 3.5 Порядка в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о соблюдении утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 г. N465 Порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым, а именно: факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта был оформлен соответствующим актом Управления муниципального контроля администрации города Евпатории Республики Крым, после чего комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым вынесла соответствующее заключение, на основании которого администрацией города Евпатории Республики Крым было принято оспариваемое постановление N917-п "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов по адресу: "адрес", в общем дворе дома N 6", содержащее необходимые сведения как о нестационарном объекте, так и об основании демонтажа (сноса) данного нестационарного объекта.
Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что вступившим в законную силу постановлением административной комиссии муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым N58/46-КП/2019 от 07.03.2019 г. Боргомодов Д.М. был привлечен к административной ответственности по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 г. N117-ЗРК/2015 "Об административным правонарушениях в Республике Крым" в связи с тем, что последним на муниципальном земельном участке по адресу: Республики Крым, "адрес", д. 6, без соответствующей разрешительной документации возведено металлическое ограждение в виде забора, каменные блоки, металлические трубы, вмонтированные в земельный участок, чем нарушены ч.ч. 1, 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория, утвержденных решением Евпаторийского городского совета от 30.10.2017 г. N1-65/1.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 г. N30-П, действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу; признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято надлежащим органом, в пределах его компетенции и полномочий, с учетом заключения комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, а также постановления Совета министров Республики Крым N465 от 25.11.2014 г.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.