Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу Бралиева С.Ж. на решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 5 августа 2020 года по административному делу по административному иску межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области к Бралиеву С.Ж. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
МИФНС России N4 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Бралиеву С.Ж, в котором просила взыскать с него недоимку за 2017 года, а именно:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующем платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 9815.00 руб, пени в размере 53.98 руб.
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонд обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1925.25 руб, пени в размере 10.59 руб.
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 1 января 2017 года в размере 0.92 руб. на общую сумму 11805.74 рублей.
Требования административного иска мотивированы тем, что на налоговом учёте в межрайонной ИФНС России N4 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика состоит Бралиев С.Ж, который был зарегистрирован в качестве адвоката с 29 апреля 2002 года по 1 июня 2017 года.
В связи с этим, налоговым органом по сроку уплаты до 16 июня
2017 года были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1925 руб. 25 коп. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 9815 руб. Поскольку задолженность по страховым взносам не оплачена ответчиком, МИФНС России N 4 по Волгоградской области выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) N903669 от 22 октября 2018 года. Вышеуказанные требования налогового органа административным ответчиком не исполнены.
Решением Старополтавского районного суда Волгоградской области от 29 мая 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Волгоградского областного суда от 5 августа 2020 года решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 29 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 04.09.2020, Бралиев С.Ж. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение представителя межрайонной ИФНС России N 4 по Волгоградской области по доверенности Волковой Д.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 423-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года изменился действовавший порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, на Федеральную налоговую службу России возложены функции по администрированию страховых взносов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов, виды, размер и порядок исчисления и уплаты которых определены в статьях 430 и 432 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчётного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно (п. 5 ст. 430 НК РФ).
При наличии у плательщика страховых взносов недоимки (при неисполнении ими обязанности по уплате страховых взносов в установленный законом срок) в его адрес налоговым органом направляется требование об уплате страховых взносов, пени. Такое требование должно быть направлено плательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1, 2 ст. 69, п. 1, 3 ст. 70 НК РФ).
Частью 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как усматривается из материалов дела, Бралиев С.Ж. был зарегистрирован в качестве адвоката до 1 июня 2017 года.
В связи с неуплатой в установленный законом срок страховых взносов Бралиеву С.Ж. были начислены страховые взносы за период с 1 января
2017 года по 1 июня 2017 года, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующем платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 9815.00 руб. пеня в размере 53.98руб, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонд обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 года: в размере 1925.25 руб, пеня в размере 10.59 руб.
Также за административным ответчиком имеется недоимка по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 1 января 2017 года в размере 0.92 руб.
В связи с наличием указанной задолженности Бралиеву С.Ж. направлены требования N044S01160193840 по состоянию на 8 августа
2016 года об уплате пени в срок до 18 августа 2016 года и N 903669 по состоянию на 22 октября 2018 года об уплате недоимки по страховым взносам, пени в срок до 15 ноября 2018 года.
19 июля 2019 года мировым судьёй судебного участка N52 Волгоградской области по заявлению МИФНС России N 4 по Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Бралиева С.Ж. вышеуказанной задолженности по страховым взносам и начисленной пени, который 19 июля 2019 года отменен, по заявлению административного ответчика.
С административным исковым заявлением МИФНС России N 4 по Волгоградской области обратилась в районный суд 19 ноября 2019 года, то есть в пределах шести месяцев со дня принятия мировым судьёй определения об отмене судебного приказа.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Бралиев С.Ж. являясь адвокатом, добровольно не уплачивал обязательные страховые взносы на ОМС и ОПС суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении административного иска налогового органа.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в том числе в части соблюдения процедуры обращения с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам и с соответствующим административным исковым заявлением
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Старополтавского районного суда Волгоградской области от 29 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.