Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
Монмарь Д.В, рассмотрев кассационную жалобу представителя Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности Королева Ю.В. на определение судьи Кировского районного суда
г. Астрахани от 4 августа 2020 года и апелляционное определение судьи Астраханского областного суда от 3 сентября 2020 года по административному делу по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой грамотности" к Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании бездействия в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности незаконным, установил:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие министерства социального развития и труда Астраханской области.
Определением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 4 августа 2020 года в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отказывая в принятии административного иска, судья районного суда пришел к выводу о том, что у Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отсутствует право на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 3 сентября
2020 года определение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 4 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного истца Королев Ю.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как принятых с нарушением норм процессуального права.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ). По результатам изучения материала по кассационной жалобе установлены основания для отмены обжалуемых судебных актов, как постановленных с существенным нарушением процессуального закона.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из системного толкования указанных законоположений следует, что предметом оспаривания по правилам административного судопроизводства могут быть действия (бездействия) и решения лиц, наделенных публичными полномочиями, если таковыми нарушены права, свободы и законные интересы других лиц.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из содержания административного иска следует, что предметом обжалования является бездействие Министерства социального развития и труда Астраханской области, выразившееся в не предоставлении ответа на обращение в установленный законом срок и не рассмотрении поставленного в обращении вопроса по существу.
Таким образом, правоотношения возникшие между сторонами подпадают под действие положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ.
Судами не принято во внимание, что в силу статьи 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Закон N 82-ФЗ) общественным движением признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественные полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 28.06.1995 N98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" в целях защиты свои прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Из Устава организации следует, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1); действует в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (пункт 1.2).
При таких обстоятельствах вынесенные судебные акты нельзя признать законными, они подлежать отмене с направлением материала в суд первой инстанции на стадию принятия административного иска к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 4 августа 2020 года и апелляционное определение судьи Астраханского областного суда от 3 сентября 2020 года отменить.
Материал N 9а-492/2020 направить в Кировский районный суд
г. Астрахани на стадию принятия административного иска к производству.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.