Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Шелудько В.В. и Иванова А.Е, с участием прокурора Фроловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Потехина И.М. на решение Центрального районного суда города Сочи от 8 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа
2020 года по административному делу по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский Филинкова С.С. к Избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи об оспаривании решения
"О рассмотрении документов, предоставленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи МО городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский
Потехиным И.М.", заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального образования город- курорт Сочи, в котором просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от 24 июля 2020 года N 80/315-4 "О рассмотрении документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский Потехиным И.М."; аннулировать регистрацию Потехина И.М. кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Требования административного истца мотивированы тем, что
Филинков С.С. на основании решения избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от 19 июля 2020 года
N 75/248-4 зарегистрирован кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от 24 июля 2020 года N 80/315-4 "О рассмотрении документов, представленных для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский Потехиным И.М." Потехин И.М. зарегистрирован административным ответчиком кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский, выдвинутым в порядке самовыдвижения.
Вместе с тем, административным ответчиком, при принятии решения
N 80/315-4 от 24 июля 2020 года не были учтены требования Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-Ф3 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части представления Потехиным И.М. полного пакета документов для выдвижения в кандидаты в депутаты, в связи с чем, Филинков С.С. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Центрального районного суда города Сочи от 8 августа
2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа
2020 года решение Центрального районного суда города Сочи от 8 августа 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 07.09.2020, Потехин И.М. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как принятых судами необоснованно, с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи по доверенности Железнов Э.А, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, решения судов первой и апелляционной инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Частью 1 статьи 75 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 6 статьи 76 закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом, В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, основаниями к отказу в регистрации кандидата являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
а.1) при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации;
а.2) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 данного Федерального закона;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 данного Федерального закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что Потехин И.М. 2 июля 2020 года обратился в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский.
Порядок и перечень предоставляемых избирательных документов для регистрации кандидатов установлен Законом Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".Согласно "Подтверждению о приеме документов при самовыдвижении кандидата в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский" 2 июля 2020 года Потехиным И.М. представлены документы для выдвижения:
- заявление выдвинутого кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа по соответствующему избирательному округу на 1 листе;
- копия паспорта гражданина Российской Федерации на 8 листах;
- копия диплома о профессиональном образовании Краснодарского политехнического института ФВ 041045, 1990 г, на 1 листе;
- копия дубликата трудовой книжки AT- V N 7783302 на 5 листах;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах на 1 листе;
- копия свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АА N 272360 от 8 июля 2005 года на 1 листе;
Всего передано 6 документов на 17 листах.
Согласно извещению о выявленных недостатках в документах, представленных Потехиным И.М. в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи при уведомлении о выдвижении и для регистрации кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N5 Хостинский, приложенных к решению избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи от 20 июля 2020 года
N 76/261-4 были выявлены следующие недостатки в представленных им в избирательную комиссию документах при уведомлении о выдвижении и на регистрацию:
- отсутствует письменное уведомление о выдвижении кандидата, предусмотренное частью 2 статьи 19 Закон Краснодарского края;
- в заявлении о согласии баллотироваться в первом, во втором и в третьем абзацах неверно указано наименование представительного органа, в который кандидат баллотируется;
- дата подписания в форме сведений о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленной на основании заявления о замене ранее представленных документов (вх. N 863 от 15 июля 2020 года) не соответствует дате представления документов для выдвижения;
- форма сведений о размере и об источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах не соответствует форме, установленной приложением N1 к Федеральному закону от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Потехин И.М. уведомлен, о том, что заседание избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации его кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский, состоится 24 июля 2020 года в 10 часов 00 минут.
Также указано о необходимости устранения вышеуказанных недостатков в порядке, определенном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частью 1.1.статьи 23 Закона Краснодарского "О муниципальных выборах в Краснодарском крае", Потехин И.М. не позднее 18.00 часов 22 июля 2020 года.
Из материалов дела следует, что 21 июля 2020 года вх. N1442 кандидатом Потехиным И.М. в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи представлены документы во исполнение уведомления об устранения недостатков, в том числе, письменное уведомление о выдвижении.
Статьей 68 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года
N 966-K3 "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" установлены условия выдвижения кандидата.
Так, о выдвижении кандидата вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу в соответствии с частью 2 статьи 19 данного Закона представляется письменное уведомление в организующую выборы избирательную комиссию.
В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), гражданство кандидата, а также подтверждение отсутствия у кандидата ограничений права быть избранным, указанных в частях 6-7 статьи 5 данного Закона. Формы уведомлений устанавливаются приложениями 1 и 2 к данному Закону (ст. 68 Закона).
Документы, указанные в частях 1 и 2 данной статьи и частях 4 и 4.1 статьи 19 данного Закона, кандидат обязан представить лично. Документы, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 68 Закона).
В соответствии со статьей 69 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-K3 "О муниципальных выборах в Краснодарском крае", самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом соответствующей избирательной комиссии, организующей выборы, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.
Письменное уведомление избирательной комиссии муниципального образования город-курорт Сочи о выдвижении в порядке самовыдвижения Потехина И.М. кандидатом в депутаты Городского Собрания Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края первого созыва по многомандатному избирательному округу N 5 Хостинский в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19, частью 1 статьи 68 Закона Краснодарского края, по форме уведомлений, установленной приложениями 1 и 2 к данному Закону Краснодарского края, Потехиным И.М. в избирательную комиссию представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно и законно пришел к выводу о том, что представленное 21 июля 2020 года
вх. N1442 кандидатом Потехиным И.М. в избирательную комиссию муниципального образования город-курорт Сочи письменное уведомление о выдвижении не может быть принято во внимание, так как согласно требованиями части 2 статьи 19 и части 1 статьи 68 Закона Краснодарского края письменное уведомление о выдвижении кандидата представляется вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Материалы дела не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, а доводы жалобы выражают несогласие с судебными актами по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к их отмене.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда города Сочи от 8 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа
2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.