Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Адлерского внутригородского района города Сочи по доверенности ФИО, поступившую в суд первой инстанции 28 сентября 2020 года, на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Денисовой Н.А к администрации Адлерского района города Сочи об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Денисова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Адлерского района города Сочи об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 декабря 2019 года административное исковое заявление Денисовой Н.А. к администрации Адлерского района города Сочи об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 года решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 декабря 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Адлерского внутригородского района города Сочи по доверенности ФИО выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением общего собрания членов садоводческого товарищества "Юг" совхоза "Чкаловский" протоколом от 10.09.1997 N 6 Денисовой И.А, как члену садового товарищества был предоставлен в пользование земельный участок N N, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества, площадью 519 кв.м
После получения земельного участка в пользование Денисова Н.А. оплатила членские взносы в садоводческое товарищество и полноценно начала пользоваться земельным участком. Огородила его капитальным забором по периметру, расчистила от дикой растительности, а также высадила сад, продолжает пользоваться земельным участком по настоящее время.
Указанный земельный участок N N находится в границах садового товарищества "Юг" совхоза "Чкаловский".
Земли для указанного садоводства были отведены решением Адлерского районного Совета народных депутатов города Сочи от 30.09.1988 N 545 "Об отводе земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям района для коллективного садоводства".
В пояснительной записке землеустроительного дела по оформлению Государственного акта на право пользования землей садоводческого товарищества "Юг" совхоза "Чкаловский" г. Сочи, проводимого в 1989 году "Научно-производственным объединением по промышленному цветоводству и горному садоводству" указано, что границы садового товарищества "Юг" совхоза "Чкаловский" установлены в натуре в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории садоводческого товарищества, разработанного Изыскательской экспедицией. В натуре, в местах изменения границ землепользования, установлены знаки в количестве 22 шт. в виде металлических труб диаметром 100 мм, длиной 1, 5 м. Трубы забивались на глубину 0, 8 м, забетонированы и закоординированы. Система координат условная. Общая площадь в границах землепользования, вычисленная по координатам, составила 4, 52 га.
В настоящее время указанные 22 металлических трубы имеются и находятся на прежних местах.
Государственным актом на право пользования землей от 19.07.1989 серия N N N выданным исполнительным комитетом Сочинского городского Совета народных депутатов совхозу "Чкаловский" города Сочи Краснодарского края РСФСР установлено, что за указанным землепользователем закрепляется в бессрочное и бесплатное пользование 4.52 гектаров земли в границах согласно плану землепользования для коллективного садоводства. Акт зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей N105.
После выдачи Государственного акта на право пользования землей садовому товариществу были доотведены земельные участки.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
-земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения:
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
-схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Постановлением администрации города Сочи от 15.04.2015 N 1247 утвержден административный регламент "Предоставление гражданину, являющемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, земельного участка, для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно (аренду)".
В указанном регламенте предписаны процедуры для заявителя и перечень документов, которые должны быть представлены для получения земельного участка в собственность бесплатно.
Одним из документов, который должен быть представлен членом садового товарищество, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в садовом товариществе.
Согласно разъяснению Министерства экономического развития Российской Федерации, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории должна быть утверждена в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка.
В силу статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Постановлением администрации города Сочи от 07.05.2015 N 1499 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (далее - Административный регламент), согласно которому предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется путем утверждения схемы расположения земельного участка.
Постановлением администрации города Сочи от 29.12.2017 N 2352 в Административный регламент внесены изменения, согласно которым предварительное согласование предоставления земельного участка членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение (часть 2.7 статьи 3 Федерального закона 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), осуществляется путем утверждения схемы расположения земельного участка (пункт 19 таблицы случаев предварительного согласования предоставления земельного участка). Уполномоченным органом по оказанию муниципальной услуги, указанной в пункте 19 таблицы являются администрации внутригородских районов администрации города Сочи (пункт 1.5 постановления администрации города Сочи от 29.12.2017 N2352).
10.03.2018 Денисова Н.А. через МФЦ города Сочи Адлерского района обратилась в администрацию Адлерского внутригородского района города Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (форма заявления утверждена приложением N1 к постановлению администрации города Сочи от 29.12.2017 N2352).
Письмом первого заместителя главы администрации Адлерского внутригородского района города Сочи Д.Х Хамицевича от 12.04.2018 за N N Денисовой Н.А. было отказано в оказании муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка.
В обосновании отказа указано, что в заявлении не указаны сведения о строениях на земельном участке в соответствии с пунктом 22 Административного регламента, а также, что в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю отсутствуют сведения о садовом товариществе "Юг" в Едином государственном реестре юридических лиц, которые были запрошены в соответствии с пунктом 82 Административного регламента.
Вместе с тем, каких-либо положений о необходимости указывать объекты недвижимости, расположенные на вышеуказанном земельном участке, положения Административного регламента не содержат.
Отсутствуют такие требования и в перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Кроме того, в своем заявлении Денисова Н.А. указывала на отсутствие каких-либо строений и сооружений на земельном участке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 10-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о том, что обжалуемый отказ администрации Адлерского внутригородского района города Сочи не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца Денисовой Н.А.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 ноября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.