Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 28 августа 2020 года по административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия об оспаривании решения об отказе в регистрации списка кандидатов.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - КРО ПП "КПРФ") обратилось в Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия с административным иском о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - избирательная комиссия) от 29 июля 2020 года N об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты", выдвинутого КРО ПП "КПРФ" по единому избирательному округу; возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты", выдвинутый КРО ПП "КПРФ".
В обоснование требований заявитель указал, что обжалуемым решением избирательной комиссии отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выдвинутого КРО ПП "КПРФ". В качестве оснований отказа указаны подпункты "б", "д" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ). 24 июля 2020 года избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов в избирательную комиссию представлены список кандидатов вместе с документами и сведениями, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, частью 1 статьи 15 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 года N 124-IV-3 "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия" (далее - Закон N 124-IV-3). 25 июля 2020 года уполномоченным представителем КРО ПП "КПРФ" получено извещение о выявленных недостатках (отсутствие фотографий, отсутствие документов ФИО1 ФИО2 ФИО3.), которые были исправлены в тот же день, то есть за три дня до заседания комиссии по вопросу регистрации списка. В день заседания, на котором было принято решение об отказе в регистрации списка кандидатов, у избирательной комиссии имелись все необходимые для регистрации списка кандидатов документы и сведения, представленные истцом согласно требованиям закона. Разрешение на открытие специального избирательного счета избирательная комиссия выдала КРО ПП "КПРФ" 24 июля 2020 года после окончания приема документов для выдвижения списка кандидатов в 18 часов 00 минут, то есть по окончании рабочего дня. 27 июля 2020 года, в первый рабочий день, уполномоченный представитель по финансовым вопросам КРО ПП "КПРФ" незамедлительно обратился в Калмыцкое отделение N 8579 ПАО "Сбербанк России" с заявлением об открытии специального избирательного счета.
Счет был открыт в этот же день, уведомление об открытии счета направлено в избирательную комиссию, избирательный фонд создан КРО ПП "КПРФ" после регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам в максимально возможный короткий срок. При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, действия избирательной комиссии нарушают гарантированный законом принцип равенства избирательных прав кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, права выдвинутых кандидатов на участие в избирательной кампании.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком все обязательства исполнены в тот же день, и нехватка времени для открытия избирательного счета при должной осмотрительности КРО ПП "КПРФ" не может быть поставлена в вину избирательной комиссии.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 28 августа 2020 года решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 сентября 2020 года, КРО ПП "КПРФ" ставит вопрос об отмене решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 28 августа 2020 года. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции в нарушение норм материального права вменены КРО ПП "КПРФ" обязанности по принятию заблаговременных мер для регистрации уполномоченного по финансовым вопросам, получения разрешения на открытие счета и необходимой осмотрительности в целях создания избирательного фонда, при которой был бы исключен риск неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации списка кандидатов. Считает, что административным истцом приведены достаточные данные, свидетельствующие о наличии объективных обстоятельств, исключающих возможность обращения в избирательную комиссию ранее 24 июля 2020 года и заключающихся в отсутствии документов в отношении всех кандидатов. Полагает, что указание избирательной комиссии о том, что счет подлежит открытию только в Калмыцком отделении N 8579 филиала ПАО "Сбербанк России" в г. Элиста противоречит Порядку открытия, ведения и закрытия специального избирательного счета, утвержденного избирательной комиссией Республики Калмыкия 5 июня 2019 года (далее - Порядок). Также считает, что избирательной комиссией не должным образом осуществлена организация работы в последний день приема документов, что, по мнению заявителя, свидетельствует о допущенном бездействии.
В возражениях относительно кассационной жалобы избирательная комиссия выражает несогласие с доводами жалобы, указав, что специальный избирательный счет КРО ПП "КПРФ" по выборам депутатов Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия был открыт 27 июля 2020 года, соответственно, 24 июля 2020 года ни при каких обстоятельствах сведения об открытии административным истцом специального избирательного счета не могли бы быть представлены. Ссылается на то, что избирательной комиссией были предприняты все меры для создания КРО ПП "КПРФ" возможности своевременного представления всех необходимых документов.
Не согласившись с доводами кассационной жалобы, прокуратура Республики Калмыкия также представила возражения. Сведений о том, что избирательным объединением принимались должные и достаточные меры к своевременному созданию избирательного фонда, материалы дела не содержат. Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о виновных действиях (бездействии) избирательной комиссии, препятствовавших избирательному объединению в создании избирательного фонда.
Определением судьи от 12 октября 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав прокурора Костюка А.И, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Законом N 67-ФЗ определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Гарантии избирательных прав на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Калмыкия определены Законом N 124-IV-3.
Согласно пункту 14 статьи 35 Закона N 67-ФЗ, регламентирующего порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, предусматривает обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, который избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет, а в случае отсутствия документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 приведенной статьи, - исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Согласно пункту 9 статьи 33 Закона N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления составляет не менее 20 дней.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 124-IV-3 регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в эту избирательную комиссию предусмотренные законом документы не позднее чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, часть 6 статьи 15 Закона. N 124-IV-3).
Частью 1 статьи 58 Закона N 67-ФЗ и частью 1 статьи 19 Закона N 124-IV-3 предусмотрено, что избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
На основании части 11 статьи 58 Закона N 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале ПАО "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, округа референдума (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, муниципального округа, городского округа.
Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 25 статьи 38 Закона N 67-ФЗ, несоздание избирательным объединением избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. Указанной норме корреспондирует пункт 7 части 6.2 статьи 15 Закона N 124-IV-3.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 23 июня 2020 года N выборы депутатов Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты" назначены на 13 сентября 2020 года.
Избирательная комиссия установилаединые дату и время окончания как периода выдвижения списка кандидатов, так и периода для представления документов для регистрации списков кандидатов - 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года.
24 июля 2020 года с 15 часов 30 минут до 17 часов 15 минут избирательной комиссией от уполномоченного представителя КРО ПП "КПРФ" приняты документы для заверения списка кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты", выдвинутого избирательным объединением указанной партии, в котором значилось 8 человек: 1) общемуниципальная часть - ФИО4 ФИО5, ФИО6.; 2) территориальные группы - ФИО1, ФИО7 (первая территориальная группа), ФИО8, ФИО2, ФИО3. (вторая территориальная группа). Одновременно также представлены и документы, необходимые для регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения КРО ПП "КПРФ" по финансовым вопросам ФИО10, а также для выдачи разрешения на открытие специального счета избирательному объединению.
На основании решения избирательной комиссии от 24 июля 2020 года N зарегистрирован уполномоченный представитель избирательного объединения КРО ПП "КПРФ" по финансовым вопросам ФИО10
В этот же день решением избирательной комиссии N выдано разрешение на открытие специального избирательного счета избирательного объединения КРО ПП "КПРФ" в Калмыцком отделении N 8579 Юго-Западного банка (филиал ПАО "Сбербанк России"), расположенном по адресу: "адрес".
Решением избирательной комиссии от 25 июля 2020 года N постановлено направить уполномоченному представителю КРО ПП "КПРФ" извещение о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем в избирательную комиссию, а также уведомить, что решение вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты состоится на заседании избирательной комиссии 29 июля 2020 года. В числе выявленных недостатков указано на отсутствие в отношении трех кандидатов (ФИО1, ФИО2, ФИО3.) перечня документов.
В соответствии с решением избирательной комиссии от 27 июля 2020 года N указанные лица исключены из списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, в связи с отсутствием документов, предусмотренных положениями предусмотренных пунктов 2 и 3 статьи 33 Закона N 67-ФЗ, пунктов 2 и 3 части 2 статьи 10 Закона N 124-IV-3. Этим же решением избирательной комиссии заверен список кандидатов в депутаты в количестве 5 человек, из которых в общемуниципальной части - ФИО4 ФИО5, ФИО6.; в первой территориальной группе Центрального одномандатного избирательного округа N 1 - ФИО7.; во второй территориальной группе Западного одномандатного избирательного округа N 2 - ФИО8.
27 июля 2020 года в отделении банка, указанного в разрешении на открытие счета, открыт специальный избирательный счет, о чем в избирательную комиссию представлено письменное уведомление.
Решением избирательной комиссии от 29 июля 2020 года N отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия "данные изъяты", выдвинутого КРО ПП "КПРФ". Из мотивировочной части данного решения следует, что избирательный счет для формирования избирательного фонда открыт избирательным объединением 27 июля 2020 года, то есть до окончания срока представления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов (18 часов 00 минут 24 июля 2020 года) избирательный фонд не был создан, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды пришли к выводу о том, что осведомленность КРО ПП "КПРФ" о периоде и времени окончания представления документов для регистрации списка кандидатов, об объеме обязательных процедур, необходимых для создания избирательного фонда, в том числе и о трехдневном сроке, в течение которого избирательной комиссией принимается решение о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, об удаленности отделения банка (г. Элиста), в котором подлежал открытию специальный избирательный счет, от избирательной комиссии (с. Яшалта), рабочем графике отделения банка (выходные дни - суббота, воскресенье), - предполагала совершение данным избирательным объединением таких действий, которые бы свидетельствовали о проявлении им необходимой осмотрительности для целей соблюдения предусмотренной пункта 1 статьи 58 Закона N 67-ФЗ обязанности и исключения риска неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации списка кандидатов в связи с несозданием избирательного фонда.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом судов первой и апелляционной инстанций.
Несостоятельными являются утверждения кассационной жалобы о том, что указание избирательной комиссией в разрешении на открытие специального избирательного счета о том, что счет подлежит открытию только в Калмыцком отделении N 8579 филиала ПАО "Сбербанк России" в г. Элиста, противоречит Порядку.
В силу части 12 статьи 58 Закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В целях реализации указанного положения Федерального закона постановлением избирательной комиссии Республики Калмыкия от 5 июня 2019 года N 83/441-6 утвержден Порядок от 5 июня 2019 года.
Согласно пункту 1.1 названного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями муниципальных образований до представления документов для их регистрации соответствующей избирательной комиссией обязаны открыть на основании договора банковского счета в филиале ПАО "Сбербанк России" либо соответствующем его подразделении (а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории соответствующего округа), указанном соответствующей избирательной комиссией, специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов. При отсутствии на территории округа кредитных организаций избирательное объединение определяет по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.
Таким образом, пункт 1.1 Порядка прямо предусматривает открытие счета в филиале либо подразделении ПАО "Сбербанк России", указанном соответствующей избирательной комиссией.
Ссылка в кассационной жалобе на бездействие избирательной комиссии, поскольку последней не должным образом осуществлена организация работы в последний день приема документов, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в рамках рассматриваемого административного дела требований об оспаривании бездействия административного ответчика заявлено не было.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судом доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия от 28 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 3 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.