Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 22 сентября 2020 года по административному исковому заявлению благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - Общественное движение) обратилось в Майкопский городской суд Республики Адыгея с административным иском о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки Республики Адыгея (далее - Министерство) в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия "Военный Заем 1942 - 1945" с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В обоснование требований заявитель указал, что в рамках осуществления благотворительных мероприятий для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, нуждающихся в помощи и защите государства, административный истец обращался к Министерству с предложением о взаимодействии, на что административный ответчик ответил отказом. Полагая, что данный отказ противоречит положениям статьи 33, части 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ), ссылается на нарушение прав, свобод и законных интересов детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившихся родителей (оставшихся без их попечения).
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 июля 2020 года в удовлетворения административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не указал, от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняется административный ответчик, а также какие права, свободы и законные интересы Общественного движения нарушены в связи с отказом Министерства оказать содействие в проведении благотворительного просветительского мероприятия.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 22 сентября 2020 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 сентября 2020 года, заявитель ставит вопрос об отмене решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 июля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 22 сентября 2020 года. Считает ошибочным вывод судов обеих инстанций о том, что на орган исполнительной власти не возложена обязанность по взаимодействию с административным истцом. Указывает, что административный истец при рассмотрении данного дела не получал возражения административного ответчика, в связи с чем был лишен возможности заявить необходимые процессуальные ходатайства.
Определением судьи от 13 октября 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если они полагает, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Судом установлено, что в адрес Министерства поступило обращение Общественного движения от 9 марта 2020 года N, в котором указано, что в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Общественное движение проводит на одноименной платформе благотворительное просветительское мероприятие "Военный заем 1942 - 1945". Мероприятие реализуется в рамках властных административных правоотношений на условиях межсекторного партнерства, предусмотренного стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, концепцией содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации на период до 2025 года, концепцией содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", предложениями добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации. В соответствии с распоряжением от 25 сентября 2017 года N 2039-р выделены целевые группы населения, составляющие потенциал будущего развития России - обучающиеся образовательных организаций различного уровня, граждане с низким и средним уровнем доходов, граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья. Общественное движение просило Министерство обеспечить участие не менее 100 человек указанной категории в интерактивном мероприятии в соответствии с приложенным расписанием.
На указанное обращение административного истца предоставлен ответ от 8 апреля 2020 года N, которым Общественному движению отказано в непосредственном участии в проведении благотворительного просветительского мероприятия "Военный заем 1942 - 1945". В мотивах отказа Министерство сослалось на перечень мероприятий, проводившихся на территории республики с участием административного ответчика в целях реализации федеральных программ по повышению финансовой грамотности населения. Из указанного письма также следует, что в целях содействия благотворительному региональному молодежному общественному движению "Уроки финансовой и юридической грамотности" административным ответчиком информация о возможности обучающихся участвовать в благотворительном просветительском мероприятии "Военный заем 1942-1945" направлена в органы управления образованием муниципальных районов и городских округов и государственные образовательные организации.
Законом N 135-ФЗ установлены основы правового регулирования благотворительной деятельности, определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности (часть 1 статьи 18 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 17.2 Закона N 135-ФЗ организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:
1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17.3 Закона N 135-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает: общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Такие требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".
Согласно пункту 2 Требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Пунктом 3 Требований предусмотрено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
В силу пункта 7 Требований взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия доказательств бездействия административного ответчика, а также доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Общественным движением требований.
Судебная коллегия с данным выводом судов обеих инстанций соглашается.
Доводы кассационной жалобы о том, что на орган исполнительной власти возложена обязанность по взаимодействию с добровольческой (волонтерской) деятельности, являются несостоятельными по приведенным основаниям.
Утверждения жалобы о том, что административный истец при рассмотрении данного дела не получал возражения административного ответчика, в связи с чем был лишен возможности заявить необходимые процессуальные ходатайства, не могут быть приняты судом во внимание.
Из материалов дела видно, что судебное заседание по рассмотрению административного иска общественного движения к Министерству о признании бездействия незаконным было отложено на 29 июля 2020 года на 12 часов 00 минут.
22 июля 2020 года в Майкопский городской суд Республики Адыгея поступило ходатайство Общественного движения, в котором оно просило направить возражения административного ответчика и провести судебное заседание, назначенное на 29 июля 2020 года, без участия представителя административного истца (л. д. 81).
Возражения Министерства поступили в адрес суда первой инстанции 28 июля 2020 года (л. д. 86), а 29 июля 2020 года административное дело рассмотрено по существу. Поскольку возражения административного ответчика поступили накануне рассмотрения дела, суд своевременно не направил их административному истцу, что в рассматриваемой ситуации не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
При рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции от административного ответчика письменных возражений на апелляционную жалобу Общественного движения не поступало и судом апелляционной инстанции таковые не рассматривались.
При таких обстоятельствах данные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 8 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.