Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астапова Н.А, поступившую в суд первой инстанции 02 октября 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа 2020 года по административному исковому заявлению Астапова Н.А. к администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица - МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, Управление муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым, о признании незаконным предписания администрации города Симферополя Республики Крым от 17 сентября 2019 года N 11/02-06/3591 "Об устранении нарушений земельного законодательства".
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Астапов Н.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным предписание администрации города Симферополя Республики Крым об устранении нарушений земельного законодательстваN N от 17.09.2019.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 мая 2020 года административное исковое заявление Астапова Н.А. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 мая 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Астапов Н.А. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, по делу вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым в соответствии с распоряжением от 26.08.2019 N433-р в период с 03.09.2019 по 06.09.2019 проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
В соответствии с актом проверки от 06.09.2019 N N выявлено нарушение законодательства Российской Федерации, выразившееся в самовольном занятии Астаповым Н.А. земельного участка муниципальной собственности общей площадью 24, 3кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пользуемого под размещение одноэтажного капитального строения, используемого в качестве торгового павильона.
17.09.2019 администрацией города Симферополя Республики Крым было вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства N N которым установлено, что на земельном участке общей площадью 24, 3 кв.м расположен объект недвижимого имущества - торговый павильон. Документы, дающие право на использование указанного земельного участка муниципальной собственности отсутствуют, что является нарушением статьей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. Руководствуясь статьёй 76 Земельного кодекса Российской Федерации, положением об Управлении муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым, утвержденным решением 22 сессии Симферопольского городского совета от 25.06.2015 N N Астапову Н.А. предписано устранить допущенное нарушение в срок до 08.01.2020; нарушение может быть устранено освобождением самовольно занятого земельного участка либо оформлением прав на использование земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании предписания от 17.09.2019 N N, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое предписание принято уполномоченным должностным лицом в рамках определенной компетенции и в соответствии с нормами законодательства. Требования законодательства при проведении внеплановой выездной проверки соблюдены. Оснований, влекущих недействительность результатов проверки по делу, не установлено. Нарушение прав и законных интересов административного истца в ходе рассмотрения административного дела не установлено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами судов по следующим основаниям.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Под муниципальным земельным контролем согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (абзац первый пункта 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии данного акта проверки обязан рассмотреть этот акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
В соответствии со статьей 46 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета от 13.11.2014 N 61, администрация города Симферополя Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым.
Решением 22-й сессией Симферопольского городского совета от 25.06.2015 N286 утверждено Положение об Управлении муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Положение об Управлении).
Согласно пункта 1.1 Положения об Управлении, Управление муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым является структурным подразделением администрации города Симферополя Республики Крым.
Пунктом 2.5 Положения об Управлении, на Управление возложено осуществление следующих видов муниципального контроля, в том числе по предоставленным структурными подразделениями администрации города Симферополя документам: муниципального земельного контроля за использованием земель муниципального образования городской округ Симферополь.
Постановлением администрации г. Симферополя от 22.11.2017 N 4230 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Административный регламент).
Пунктом 1.3. Административного регламента установлено, что исполнение муниципальной функции осуществляется администрацией города Симферополя Республики Крым. Органом администрации города Симферополя Республики Крым, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, является управление муниципального контроля администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Управление муниципального контроля, Управление, орган муниципального контроля).
В соответствии с пунктом 1.8. Административного регламента, должностные лица Управления муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля имеют право:
- осуществлять проверки соблюдения требований земельного законодательства;
- запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом "данные изъяты";
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения администрации города Симферополя Республики Крым о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе на занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления муниципального земельного контроля;
- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений требований земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, федеральное законодательство, а также корреспондирующие ему нормы актов органов местного самоуправления предусматривают осуществление муниципального земельного контроля, и не исключают возможность выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в области земельных отношений.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что муниципальный контроль был осуществлен должностным лицом, уполномоченным на его проведение. Принимая оспариваемое предписание, Управление муниципального контроля администрации г. Симферополя Республики Крым действовало в пределах представленных полномочий, предписание принято с соблюдением требований нормативных правовых актов, а также при соблюдении процедуры его принятия.
Акт проверки от 06 сентября 2019 года с указанием выявленного нарушения земельного законодательства, за которое статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, был 10 сентября 2019 года направлен в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Постановлением Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастра Республики Крым N267 от 14.10.2019 Астапов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка муниципальной собственности площадью 24, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", используемого под размещение одноэтажного капитального строения. Постановление вступило в законную силу 05 ноября 2019 года.
При этом административным истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие его право на земельный участок, ни на момент вынесения предписания, ни на момент привлечения к административной ответственности, ни на момент рассмотрения дела в суд.
Из письма МКУ Департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя от 01.07.2019 N N следует, что по учетным данным решения исполнительного комитета, сессий Симферопольского городского совета, постановления администрации города Симферополя о передаче в собственность, пользование либо аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" не принимались.
Согласно части 9 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичным полномочиями, суд, в том числе, выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Восстановление нарушенного права и законных интересов должно быть непосредственным следствием реализации способа защиты права. Указанное следует, в частности, из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предписывающей в случае признания оспариваемого решения органа, наделенного публичными полномочиями, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, принять решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения закона, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно пришел к выводу, что сама по себе выдача оспариваемого по настоящему административному делу предписания об устранении нарушений земельного законодательства, никаких негативный последствий для административного истца не породило, а соответственно не нарушило его прав, свобод и законных интересов, суд первой инстанции правомерно не нашел правовых оснований для признания незаконным предписания администрации города Симферополь Республики Крым от 17.09.2019 N N "Об устранении нарушений земельного законодательства".
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 04 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 25 ноября 2020 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Н.Х. Карасова
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.