Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Шелудько В.В. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хитрова С.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 августа 2020 года по административному делу по административному иску Хитрова С.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица - Администрация Журавского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Администрация Кировского района Республики Крым, о признании незаконным приказа, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Хитров С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N114 от 17 января 2020 года "Об отказе в предоставлении земельного участка" и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что распоряжением Кировской районной государственной Администрации в Автономной Республики Крым N634-р от 8 ноября 2010 года Хитрову С.Н. выдано разрешение на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью не более 2, 0000 га из земель государственной собственности, расположенных вне границ населенных пунктов Журавского сельского совета, для ведения личного крестьянского хозяйства.
Оспариваемым приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N114 ему отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в связи с истечением срока действия распоряжения указанного распоряжения Кировской районной государственной Администрации в Автономной Республики Крым. Считает, что административный истец является лицом, которому предоставлено право на получение в собственность бесплатно земельного участка без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Кировского районного суда Республики Крым от 21 мая 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 августа 2020 года решение Кировского районного суда Республики Крым от 21 мая 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 08.10.2020, Хитров С.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что распоряжением Кировской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым от 08 ноября 2010 года N634-р Хитрову С.Н. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка не более 2 га из земель государственной собственности, расположенных вне границ населённых пунктов Журавского сельского совета, для ведения личного крестьянского хозяйства.
Хитров С.Н. в порядке, утверждённом постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014года N313, обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 17 января 2020 года N 114 Хитрову С.Н. отказано в предоставлении земельного участка, в связи с истечением срока действия распоряжения Кировской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым от 08 ноября 2010 года N634-р.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к выводу о том, что административный истец не исполнил требования пунктов 2 и 3 распоряжения Кировской районной государственной администрации в АРК от 8 ноября 2010 года N 634-р, в связи с этим указанное распоряжение утратило свою силу по истечении одного года.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Судом первой инстанции, при рассмотрении административного дела, установлено, что из представленных Администрацией Кировского района Республики Крым сведений, следует, что в архивном секторе отсутствуют сведения об отмене/изменении распоряжения Кировской районной государственной администрации в АР Крым N634-р от 08.11.2010.
По смыслу статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 г, подлежат применению нормы материального права, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине установлен Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).
В пункте 12 Переходных положений ЗК Украины (в редакции, действовавшей по состоянию на 08.11.2010г.) определено, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в переделах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Организация, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций определены в Законе Украины "О местных государственных администрациях".
В соответствии со ст. 6 Закона Украины "О местных государственных администрациях" во исполнение Конституции Украины, законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и иных центральных органов исполнительной власти, собственных и делегированных полномочий председатель местной государственной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктом, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Согласно статье 116 Земельного кодекса Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
В соответствии с частью 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (Приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству - также выводы конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода (пункт 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины).
16 сентября 2008 года был принят Закон Украины N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому были изменены положения статьи 118 Земельного кодекса Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений статьи 151 Земельного кодекса Украины, а также изложена в новой редакции статья 151 Земельного кодекса Украины, в части 11 которой был установлен срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка.
Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.
10 декабря 2009 года также вступил в силу Закон Украины от 5 ноября 2009 г. N 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", которым статья 151 ЗК Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Таким образом, Кировская районная государственная администрация в Автономной Республике Крым, принимая распоряжение и устанавливая срок действия распоряжения один год, после отмены такого права в 2009 году, превысила свои полномочия.
Из приведенных норм закона следует, что распоряжение Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым является ненормативным правовым актом, соответственно, у административного истца и Кировской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым возникли правоотношения, связанные с реализацией права на оформление и получение в собственность земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства. Следовательно, данное распоряжение не могло быть ограничено во времени и исчерпывает свое действие фактом его выполнения.
Таким образом, распоряжение Кировской районной государственной администрации, устанавливающее срок его действия на момент принятия, противоречило действовавшему законодательству Украины.
Положения статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 25.12.2019) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" не содержат термина "действующие решения", а указывает на период принятия соответствующих решений о разрешении на разработку документации с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года.
Учитывая вышеизложенное, поскольку распоряжение, на основании которого административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым было принято Кировской районной администрацией 8 ноября 2010 года, то есть в период, установленный новой редакцией Земельного кодекса Украины ст. 151, частью 1 статьи 13 ЗРК-38 и пунктом 4 Порядка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ является незаконным, в связи с чем нарушает права административного истца на завершение оформления права на земельный участок.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой - инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Хитрова С.Н. удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 августа 2020 года отменить, решение Кировского районного суда Республики Крым от 21 мая 2020 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи В.В. Шелудько
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.