Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафонова ФИО7 к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" 1 отдел (г. Севастополь) Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения, по кассационной жалобе Агафонова ФИО18 на решение Ленинского районного суда г. Севастополь от 17 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Агафонов К.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее ФГКУ "ЮРУЖО" МО РФ, ФГКУ "Югрегионжилье"), просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 14 июня 2019 года N57/сев об отказе в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать повторно рассмотреть вопрос о принятии его на данный учет.
Исковые требования обоснованы тем, что истец в сентябре 2016 года уволен с военной службы в запас, в период военной службы жильем не обеспечивался. В 2013 году был снят с учета в связи с отсутствием оснований для постановки на данный учет, о чем узнал только в феврале 2019 года. Обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет нуждающихся, однако получил отказ, обоснованный тем, что им утрачен статус военнослужащего.
Не согласившись с таким решением, Агафонов К.А. обратился за разрешением спора в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополь от 17 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Агафонову К.А. отказано в полном объеме.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав поддержавшую доводы жалобы Ганину Н.П, представляющую интересы Агафонова К.А. на основании доверенности от 6 февраля 2020 года, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами при рассмотрении данного дела допущены были.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Агафонов К.А. проходил военную службу, приказом командующего Черноморским флотом от 8 августа 2016 года был уволен с зачислением в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Выслуга лет у Агафонова К.А. в календарном исчислении составила 21 год 1 месяц 22 дня (на день исключения из списков личного состава).
Установлено также и то, что Агафонов К.А. решением жилищной комиссии войсковой части 51233 от 11 февраля 2010 года принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения, а в декабре 2010 года ? включен в список на получение государственного жилищного сертификата.
Решением начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 1 августа 2013 года N898 Агафонов К.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма.
Основанием для принятия такого решения послужило выявленное обстоятельство отсутствия оснований в 2010 году для принятия Агафонова К.А. на жилищный учет.
Таким образом, на момент увольнения в 2016 году с военной службы Агафонов К.А. на учете не состоял, однако, как установлено вступившим в законную силу решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 19 марта 2019 года, Агафонову К.А. не было известно о принятом в отношении него 1 августа 2013 года начальником ФГКУ "Югрегионжилье" решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Указанным решением Севастопольского гарнизонного военного суда установлено, что воинская должность Агафонова К.А, проходившего военную службу по контракту, в 2010 году в результате организационно-штатных мероприятий была сокращена, а Агафонов К.А. зачислен в распоряжение командира войсковой части 26979 с общей продолжительностью военной службы более 10 лет, что давало ему право при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы (пункт 13 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ). Впоследствии Агафонов К.А. не был уволен, продолжил службу по контракту, соответственно, учитывая, что срок его военной службы составлял менее 20 лет, он утратил право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем начальником ФГКУ "Югрегионжилье" 1 августа 2013 года было принято решение N898 о снятии Агафонова К.А. с учета нуждающихся в жилом помещении. Однако копия данного решения Агафонову К.А. не направлялась и о принятом решении он не был поставлен в известность.
На момент увольнения в 2016 году продолжительность военной службы Агафонова К.А. составляла более 20 лет, что согласно приведенной выше правовой норме давало Агафонову К.А. в случае необеспечения его жилищной субсидией или жилым помещением право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении и получить обеспечение жилищной субсидией или жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом N76-ФЗ для военнослужащих.
Как следует из материалов дела, Агафонов К.А. заявлял о своей необеспеченности жилым помещением, что нашло отражение в листах бесед и в представлении к увольнению, но не знал, что не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не ставил вопрос о принятии его на соответствующий учет и не заявил о наличии у него возражений против увольнения без обеспечения жильем.
Таким образом, увольнение Агафонова К.А. с военной службы в запас произошло в условиях, когда его воля на прекращение статуса военнослужащего без обеспечения жилым помещением и без учета его как нуждающегося в получении жилья не была выражена свободным и определенным образом.
Как следует из решения N57/сев от 14 июня 2019 года об отказе Агафонову К.А. в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, данный отказ мотивирован тем, что на момент подачи заявления Агафонов К.А. уже утратил статус военнослужащего, при этом им не представлено документов, подтверждающих невозможность подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, во время прохождения службы.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того обстоятельства, что исключение истца из списков военнослужащих, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, признано правомерным в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 19 марта 2019 года признаны законными действия начальника МО РФ по снятию Агафонова К.А. с учета.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, поскольку обеспечение военнослужащих жилыми помещениями гарантировано государством и основано на нормах Федерального закона "О статусе военнослужащего" (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N76-ФЗ).
Судами оставлены без внимания и правовой оценки указанные выше фактические обстоятельства, при которых Агафонов К.А. оказался снят с учета нуждающихся в жилых помещениях и не ставил до увольнения в запас вопрос о принятии его на учет. При этом вопрос о нуждаемости Агафонова К.А. в обеспечении жилым помещением по состоянию на момент увольнения его с военной службы судами не исследовался и выводов относительно наличия у истца права быть принятым на учет обжалуемые судебные постановления не содержат.
Не учтено судами, что Агафоновым К.А. не ставится вопрос о защите его права на жилое помещение как лица, находящегося в запасе. Истец в качестве основания иска указывает на неправомерность увольнения его без обеспечения жилым помещением и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, поскольку именно в этот момент его права и были нарушены. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона N76-ФЗ и нарушенного увольнением военнослужащего без обеспечения жильем.
При этом ссылка судов на признание решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 19 марта 2019 года правомерным снятия истца в 2013 году с жилищного учета, не может быть признана обоснованной, поскольку данное решение не содержит выводов о наличии у Агафонова К.А. права по состоянию на 2016 год быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
При указанных обстоятельствах выводы судов о законности решения N57/сев от 14 июня 2019 года начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ "ЮРУЖО" являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Допущенные судами нарушения норм материального права признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции существенными, поскольку они повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Агафонова К.А.
В связи с изложенным решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 февраля 2020 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно определить юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства и принять решение в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 6 февраля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.