Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дагуф С.Е, судей Малаевой В.Г. и Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоселова Николая Александровича к министерству здравоохранения Астраханской области о признании незаконным решения, обязании заключить соглашение по кассационной жалобе Новоселова Николая Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 мая 2020 года
Заслушав доклад судьи Дагуф С.Е, судебная коллегия
установила:
Новоселов Н.А. обратился в суд с исковыми требованиями к министерству здравоохранения Астраханской области о признании незаконным решения, обязании заключить соглашение, указав, что в 2018 г. он окончил Медицинский университет "Реавиз" по специальности "Стоматология". По результатам обучения решением Государственной экзаменационной комиссии истцу присвоена квалификация - врач- стоматолог. 1 февраля 2019 г. Новоселов Н.А. переведен в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" на должность врача-стоматолога зуботехнической лаборатории, где работает в данной должности по настоящее время, а также с 1 апреля 2019 г. принят по совместительству на должность врача-стоматолога хирургического кабинета в стоматологическую поликлинику государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск".
До получения высшего образования Новоселов Н.А. имел среднее профессиональное образование по специальности "Стоматология", квалификация - зубной врач, работал в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" с 13 января 2015 г. на должности зубного врача хирургического кабинета стоматологической поликлиники, с 1 октября 2018 г. переведен на должность зубного врача зуботехнической лаборатории стоматологической поликлиники.
Должность врача-стоматолога в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" включена министерством здравоохранения Астраханской области в утвержденный перечень вакантных должностей на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в размере одного миллиона рублей. Новоселов Н.А, претендуя на предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты, представил в министерство здравоохранения Астраханской области для рассмотрения комиссией полный пакет документов.
1 августа 2019 г. на заседании комиссии министерства по рассмотрению документов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам принято решение об отказе в предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты в связи с тем, что Новоселов Н.А. работал в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" с 2015 г. и не является прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт в 2019 г.
Истец считает указанный отказ незаконным, просил суд признать незаконным решение комиссии министерства здравоохранения Астраханской области по рассмотрению документов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам от 1 августа 2019 г. об отказе Новоселову Н.А. в предоставлении компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. Признать за Новоселовым Н.А. право на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в размере 1000000 руб. Обязать министерство здравоохранения Астраханской области заключить с Новоселовым Н.А. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. и предоставить указанную компенсационную выплату.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 5 февраля 2020 г. исковые требования Новоселова Н.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение комиссии министерства здравоохранения Астраханской области по рассмотрению документов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам от 1 августа 2019 г. об отказе Новоселову Н.А. в предоставлении компенсационной выплаты в размере 1000000 руб.
За Новоселовым Н.А. признано право на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в размере 1000000 руб. На министерство здравоохранения Астраханской области возложена обязанность по заключению с Новоселовым Н.А. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 мая 2020 года решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 5 февраля 2020 г. отменено, принято по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Новоселова Николая Александровича к министерству здравоохранения Астраханской области о признании незаконным решения, обязании заключить соглашение отказать.
В кассационной жалобе Новоселов Н.А. просит отменить обжалуемый судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным. Просит отменить апелляционное определение Астраханского областного суда от 6 мая 2020 года и оставить решение суда первой инстанции в силе.
Судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Не приняты во внимание Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на единовременные компенсационные выплаты медработникам (врачам, фельдшерам), прибывшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек. Не правильно обосновал свои выводы, которые не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились.
Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Новоселов Н.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на основании приказа N7/1 от 13 января 2015 г. принят на работу в стоматологическую поликлинику государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" на должность зубного врача хирургического кабинета на 0, 5 ставки по совместительству, что подтверждается записями в трудовой книжке (том N1 л.д. 24).
1 сентября 2015 г. между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" и Новоселовым Н.А. заключен трудовой договор N, которым истец принят на должность зубного врача зуботехнической лаборатории по совместительству на 0, 25 ставки (том N1 л.д. 24, 26-30).
5 июня 2016 г. между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" и Новоселовым Н.А. заключено дополнительное соглашение N к трудовому договору, согласно которому работник переводится на 0, 25 ставки по совместительству на должность зубного врача хирургического кабинета стоматологической поликлиники (том N2 л.д. 41-43).
С 1 июня 2016 г. истец переведен на 0, 5 ставки по должности зубной врач зуботехнической лаборатории (том N2 л.д. 44-45).
1апреля 2019 г. между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" и Новоселовым НА. заключен трудовой договор N о принятии на должность врача- стоматолога хирургического кабинета стоматологической поликлиники (том N 2 л.д. 64-68).
Распоряжением министерства здравоохранения Астраханской области от 9 апреля 2019 г. N 362р утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на 2019 г.
Согласно указанному Перечню (в редакции распоряжения министерства здравоохранения Астраханской области от 18 июля 2019 г. N 739р) вакантной является должность врача-стоматолога государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" (поликлиника), при замещении которой осуществляется единовременная компенсационная выплата в 2019 г.
Установлено, что в июле 2019 г. Новоселов Н.А. обратился в министерство здравоохранения Астраханской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб, указав, что переехал из "адрес" в "адрес" (том N1 л.д. 59)
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Новоселов Н.А. на дату принятия решения об отказе в предоставлении выплаты соответствовал всем предписанным пунктом 2 Порядка условиям, дающим право на получение единовременной компенсационной выплаты. Условия проживания истца в 2019 г. изменились, поскольку, испытывая неудобства, связанные с проездом до места работы от места жительства из "адрес" и хут. "адрес", истец в 2019 г. переехал в "адрес" и встал на регистрационный учет по месту пребывания.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и посчитал, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Новоселова Н.А. о признании незаконным отказа министерства здравоохранения Астраханской области в заключение договора на предоставлении единовременной компенсационной выплаты, признании права на получение выплаты, обязании министерства здравоохранения Астраханской области заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Новоселова Н.А. в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, делая такой вывод, руководствовался положениями части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов здравоохранения", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Согласно пункту 4 Правил субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт "а" пункта 5 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил, однократно по одному из оснований, указанных подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил.
В целях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" Правительством Астраханской области приняло постановление от 21 марта 2019 г. N 84-П, которым утвержден аналогичный государственной программе Российской Федерации Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Астраханской области.
Положениями пункта 10 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Астраханской области предусмотрено, что комиссия в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, рассматривает их на наличие оснований для предоставления (отказа в предоставлении) выплаты и принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом заседания комиссии.
Согласно выписке из протокола комиссии по рассмотрению документов на предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам от 1 августа 2019 г. принято решение об отсутствии оснований для предоставления единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. Новоселову Н.А. - врачу-стоматологу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" в связи с несоответствием медицинского работника требованиям, установленным пунктом 2 Порядка.
Комиссией установлено, что Новоселов Н.А. работает в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" с 2015 г. и не является прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт в 2019 г. (том N1 л.д. 11-12).
Распоряжением министерства здравоохранения Астраханской области N777/р/1 от 1 августа 2019 г. Новоселову Н.А. отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. (том N1 л.д. 9).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец ссылался на регистрацию по месту жительства в Волгоградской области и справку о временной регистрации, подтверждающую фактический переезд истца в "адрес" на избранное место жительства.
Согласно материалам дела при обращении в министерство здравоохранения Астраханской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в качестве места жительства Новоселов Н.А. указал адрес: "адрес".
Установлено, что Новоселов Н.А. до 6 октября 2018 г. значился состоящим на регистрационном учете по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес" (том N 1 л.д. 32). В то время как место работы истца, определенное трудовым договором с 1 сентября 2015 г, значится иное, а именно государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника ЗАТО Знаменск" ("адрес"А).
Отдаленность населенных пунктов (более 440 км.), которые указаны в качестве места регистрации (проживания) истца ("адрес"), и который значится в трудовом договоре ("адрес"), исключает возможность ежедневного перемещения работника с одного населенного пункта в другой для надлежащего выполнения трудовых функций, предусмотренных трудовым договором N 949 от 1 сентября 2015 г. с учетом дополнительных соглашений в данному договору.
Кроме того, согласно материалам дела при наличии регистрации в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации (Миграционный пункт отделения МВД России по Нехаевскому району Волгоградской области) истец при заключении дополнительных соглашений к трудовому договору N 949 от 1сентября 2015 г. в графе "Адрес работника" указывал "адрес" (том N 1 л.д. 46).
Таким образом, указание истца на прибытие (переезд) в "адрес" по месту работы только в 2019 г. опровергается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции проанализировал все доказательства, фактические обстоятельства по делу и, исходя из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, пришел к обоснованному выводу, что на момент принятия комиссией по рассмотрению документов на предоставление единовременной компенсационной выплаты не имелось оснований для удовлетворения требований Новоселова Н.А. о предоставлении указанной выплаты, поскольку Новоселов Н.А. осуществляет трудовую деятельность в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области "Городская больница ЗАТО Знаменск" ("адрес") с 2015 г. по настоящее время и не является прибывшим (переехавшим) на работу в город с населением до 50 тыс. человек в 2019 г..
При этом учтено, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, примененным при разрешении спора.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе идентичны позиции истца в судебных заседаниях, судом апелляционной инстанции ей дана надлежащая оценка. Эти доводы жалобы сводятся к формальным соображениям, обстоятельствам, не имеющим юридического значения для настоящего дела, и фактически выражают другую точку зрения заявителя на то, как должно было быть рассмотрено дело.
Выводы, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, последовательны и аргументированы. Результаты оценки доказательств, представленных сторонами, изложенные в судебных постановлениях, не дают оснований для вывода о нарушении принципов оценки доказательств, установленных статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Из материалов дела не следует, что основополагающие принципы правосудия, указанные выше, были судом апелляционной инстанции нарушены.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 мая 2020 года оставить без изменений, а кассационную жалобу Новоселова Н.А. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.