Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Грибанова Ю.Ю, судей Бетрозовой Н.В, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении земельного участка без проведения торгов в первоочередном порядке, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Грибанова Ю.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар об обязании ответчика предоставить в первоочередном порядке без проведения аукциона в аренду, сроком на 5 лет, земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование требований указала, что является матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец обратилась в администрацию МО г. Краснодар с заявлением, в котором, ссылаясь на положения Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", просила предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования. Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар за N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, тем самым нарушается право истца на получение в первоочередном порядке в аренду без проведения торгов земельного участка.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении земельного участка без проведения торгов в первоочередном порядке отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 июля 2020 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить указанные судебные постановления и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, считая, что суды неверно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, допустив нарушения норм материального права.
Стороны надлежащим образом были извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений ч. 3 ст. 167 и ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов жалоб, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего группу инвалидности категории "ребенок-инвалид". Инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на основании положений Федерального закона от 24.11.1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для жилищного строительства, в чем ей было отказано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ФИО1 было правомерно отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что законодательством Российской Федерации, а также Краснодарского края не определены условия и порядок предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Также истцу уже было разъяснено, что до внесения изменений в действующее законодательство предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не представляется возможным. Кроме того, в настоящее время свободные, сформированные земельные участки для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар отсутствуют, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с выводами судов.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. Исходя из положений приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Между тем, при рассмотрении данного дела установлено, что ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий не является и на соответствующем учете не состоит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по приведенным в жалобе доводам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных постановлений в силу ч. 4 ст. 379.7 ГПК РФ, не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.