Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Макаровой Е.В, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю о понуждении ответчика внести изменения в приказ, перерасчете пенсии и выходного пособия по кассационной жалобе Управления федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю на решение Киевского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 02.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю (далее - УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю) о понуждении ответчика внести изменения в приказ, перерасчете пенсии и выходного пособия.
Решением Киевского районного суда Республики Крым от 11.11.2019 исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 02.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю - без удовлетворения.
В кассационной жалобе УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан.
В судебное заседание явился ФИО1, возражавший относительно доводов кассационной жалобы, повторивший доводы возражений на кассационную жалобу, поступившие в материалы дела ДД.ММ.ГГГГ, через канцелярию суда, по средством учреждения связи.
В судебное заседание не явился представитель УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечило явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представило.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-лс УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю, ФИО1 уволен из органов УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю. Выслуга лет для назначения ему пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по мнению работодателя составила 20 лет 04 месяца 27 дней, стаж службы для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж работы (выслугу лет) в календарном исчислении составил 24 года 02 месяца 02 дня, общая продолжительность службы для выплаты единовременного пособия при увольнении составила в календарном исчислении 17 лет 01 месяц 20 дней.
Полагая подсчет выслуги лет неверным, в связи с исключением из стажа за выслугу лет периодов работы на аттестованных должностях в органах прокуратуры: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следователем и старшим следователем прокуратуры Симферопольского района; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следователем и старшим следователем прокуратуры Киевского района г. Симферополя, а также периода обучения на дневном отделении Симферопольского техникума общественного питания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец обжаловал приказ об увольнении в указанной части.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о включении ФИО1 в выслугу лет, исчисленную в установленном порядке на момент поступления на службу в УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю и обоснованно возложил на ответчика обязанности о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-лс УФСИН РФ по Республике Крым и г. Севастополю о включении в выслугу лет (стаж службы) истца на день увольнения, периодов его работы на аттестованных должностях в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях следователя и старшего следователя прокуратуры Симферопольского района, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности следователя и старшего следователя прокуратуры Киевского района г. Симферополя.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона (в их числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Совет Министров-Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 во исполнение части третьей статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям. Пунктом 1 данного постановления установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы военнослужащим и приравненным к ним лицам.
Согласно п.1(4) указанного постановления, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы с 1 августа 2018г, помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении, в том числе период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и органах и учреждениях прокуратуры Союза ССР, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 194 от 31.03.2014 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящим службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя", военнослужащим и сотрудникам, в том числе сотрудникам уголовно - исполнительной службы, сохраняется выслуга лет (стаж службы), исчисленная (исчисленный) в установленном порядке на день поступления на службу в соответствующий федеральный орган, в том числе и на льготных условиях.
Пунктом 3 Указа финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа регламентировано, осуществлять за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных соответственно Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе исполнения наказаний, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации на осуществление деятельности в установленной сфере.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда Республики Крым от 11.11.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 02.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Макарова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.