Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мамия М.Р, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сковородовой ЕА к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калачевском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР в Волгоградской области N2, поступившей с делом 19 ноября 2020 г, на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 28 августа 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, представителя ответчика Иванову О.И, истца Сковородову Е.А. судебная коллегия
установила:
Сковородова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калачевском районе Волгоградской области (далее ГУ УПФР в Калачевском районе Волгоградской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.
Решением Калачевского районного суда Волгоградской области от 28 августа 2019 г. исковые требования Сковородовой Е.А. удовлетворены частично, признано незаконным решение УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области N961555/18 от 4 марта 2019 г. об отказе в назначении Сковородовой Е.А. досрочной страховой пенсии по старости. На ГУ УПФР в Калачевском районе Волгоградской области возложена обязанность включить Сковородовой Е.А. в специальный стаж период работы с 01 декабря 1993 г. по 31 декабря 2001 г. (8 лет 01 месяц 00 дней) в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части и назначить ей досрочную страховую пенсию на основании подпункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 3 декабря 2018 г. и произвести выплату с указанной даты.
С ГУ УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области в пользу Сковородовой Е.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, услуг представителя 3000 рублей, в удовлетворении остальной части иска - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 декабря 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Сковородовой Е.А. в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что материалы дела не содержат сведений, подтверждающих, что Калачевская пожарная часть противопожарной аварийно-спасательной службы (ПАСС) УВД Волгоградской области, Калачевская пожарная часть Управления государственной противопожарной службы (УГПС) УВД Волгоградской области подчиняются структуре Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий в периоды работы истца с 1 декабря 1993 г. по 31 декабря 2001 г. в качестве диспетчера.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, выслушав представителя ответчика Иванову О.И. поддержавшую изложенную позицию, истца Сковородову Е.А. просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сковородова Е.А. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 10 декабря 1997 г.
Согласно трудовой книжки истца серии АТ-У N, ДД.ММ.ГГГГ Сковородова Е.А. принята в Калачевскую ППЧ на должность диспетчера.
Из архивной справки Главного Управления Министерства Российской по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области следует, Сковородова Е.А, 4 января 1968 года рождения, действительно работала в Калачёвской части пожарной охраны Противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Волгоградской области с 1 декабря 1993 г. в должности диспетчера (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N).
Государственная противопожарная служба Волгоградской области я следующие изменения в наименовании:
- до 30 апреля 1991 г. ? Управление пожарной охраны УВД Волгоградс:кого облисполкома;
- 30 апреля 1991 г. приказом УВД Волгоградской области от 30 апреля 1996 г. Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома переименовано в Самостоятельную противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
- 24 июня 1993 г. приказом УВД Волгоградской области от 24 июня 1993 г. N546 Самостоятельная противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
- 14 января 1994 г. приказом УВД Волгоградской области от 14 января 1994 г. N26 Противопожарная аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Управление государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области;
- 15 апреля 2000 г. приказом МВД РФ от 15 апреля 2000 г. N 385 Управление внутренних дел Волгоградской области преобразовано в Главное управление внутренних дел Волгоградской области. Управление государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области преобразовано в управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской
- 1 января 2002 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ передана в МЧС России. Управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области переименовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России Волгоградской области;
- 1 октября 2003 г. на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от 3 октября 2003 г. N 768 и приказа начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Волгоградской области от 28 октября 2003 г. N 18-шт Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области ликвидировано. Его правопреемником определено Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области;
- 1 января 2005 г. приказом МЧС России от 26 октября 2004 г. N 487 создано Главное управление МЧС России по Волгоградской области.
Согласно ответу ГУ МВД России от 29 марта 2019 г, в период с 1994 по 2001 год включительно, Государственная противопожарная служба находилась в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В трудовой книжке истца указано, что с 1 января 2009 г. Калачевская пожарная часть государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области реорганизована в Калачевскую пожарную часть государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области".
Приказом ГУ "80ФПС" от ДД.ММ.ГГГГ N Сковородова Е.А. назначена на должность диспетчера Калачевской ПЧ.
С 1 января 2012 г. Калачевская пожарная часть ГУ "80ФПС" переименована в Калачевскую пожарную часть ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области".
С 1 апреля 2016 г. должность истца Сковородовой Е.А. "диспетчер" переименована в "диспетчер пожарной связи". В указанной должности истец работает по настоящее время.
В соответствии с представленным Уставом Государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области" - отряд является государственным учреждением, созданным в целях организации и осуществления в пределах своей компетенции профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (п. 1.2).
Отряд является подразделением федеральной противопожарной службы (далее ФПС), находящимся в ведении МЧС России и непосредственном подчинении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (сокращенное наименование Главное управление МЧС России по Волгоградской области) (п.1.4).
В состав Отряда в качестве его структурных подразделений входит I? том Калачёвская пожарная часть (Калачёвская ПЧ 8 ОФПС по Волгоградской ш, не являющаяся юридическим лицом, предусмотренная штатным расписанием (вверенные подразделения (п. 1.12).
ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской Сковородовой Е.А. выдана справка, подтверждающая льготный характер работы, N68 от 9 апреля 2019 г, согласно которой истец работает в Калачевской пожарной части ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области" с 1 декабря 1993 г. по настоящее время в течение полного рабочего дня. Данная профессия дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N437. В указанной справке также отражены данные о реорганизации предприятия, изложенные выше.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сковородовой Е.А. отражены сведения о льготном характере работы истца с 1 января 1997 г. по 31 декабря 2001 г. (код особых условий труда ЗП120), и соответственно, об уплате работодателем соответствующих дополнительных взносов.
ДД.ММ.ГГГГ Сковородова Е.А. обратилась в УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Решением УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ Сковородовой Е.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального работы. В специальный стаж Сковородовой ЕА включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 лет 11 месяцев 02 дня) в должности диспетчера пожарной службы в Калачёвской пожарной части федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по "адрес"".
При этом, из подсчета специального стажа исключен период работы Сковородовой Е.А. с 1 декабря 1993 г. по 31 декабря 2001 г. (8 лет 01 месяц 00 дней) в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части, поскольку, по мнению пенсионного фонда, указанная противопожарная часть относилась к субъекту РФ.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.
Так, в силу частей 2, 4 и 5 статьи 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы пожарный, а также начальники пожарной части (команды), части пожарной охраны и их заместители.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Разрешая исковые требования Сковородовой Е.А, суды, руководствуясь пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", обоснованно исходили из того, что Калачевская пожарная часть пожарной аварийно-спасательной УВД Волгоградской области, куда была принята истец 1 декабря 1993 г, входила в состав федеральной противопожарной службы, а не была создана органами субъекта Волгоградской в целях обеспечения противопожарной безопасности в интересах субъекта Российской Федерации, реорганизация пожарной части происходила на основании указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" о передаче государственной пожарной службы от МВД в МЧС, следовательно, в период с 1 декабря 1993 г. по 31 декабря 2001 г, Сковородова Е.А. осуществляла трудовую деятельность в должности и в учреждении, предусмотренными вышеуказанными Списками, что дает ей право на досрочное назначение пенсии. Судом также учтены сведения индивидуального лицевого счета о коде условий работы, предоставленных в пенсионный орган УГПС ГУВД МВД по Волгоградской области. В этой связи суд обязал ответчика включить спорный период в льготный стаж истца и назначить досрочную пенсию с даты обращения.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о необоснованном взыскании с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калачевском районе Волгоградской области в пользу Сковородовой Е.А. судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Федеральным законодателем в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение государственных органов, выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.
В соответствии с частью первой статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 28 августа 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР в Волгоградской области N2 - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.Р. Мамий
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.