Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившее в законную силу решение Томского областного суда от 10 июля 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесная компания Ингузет" (далее - ООО "ЛК Ингузет", Общество), установил:
постановлением заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Зайцева А.С. от 1 ноября 2019 г. N 702/2019, оставленным без изменения решением Верхнекетского районного суда Томской области от 2 апреля 2020 г, ООО "ЛК Ингузет" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Томского областного суда от 10 июля 2020 г. постановление от 1 ноября 2019 г. и решение от 2 апреля 2020 г. отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, председатель комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Зайцев А.С. просит решение Томского областного суда от 10 июля 2020 г. отменить, приводя доводы о его незаконности.
ООО "ЛК Ингузет", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы, в установленный представило свои возражения относительно отмены решения Томского областного суда от 10 июля 2020 г.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Основанием привлечения ООО "ЛК Ингузет" к административной ответственности послужили выявленные в ходе натурного осмотра объектов воспроизводства лесов на землях лесного фонда признаки не проведения лесовосстановительных работ в необходимом объеме.
Районный суд согласился с выводами должностного лица Департамента лесного хозяйства.
Отменяя постановление должностного лица и решение районного суда, судья Томского областного суда указал, что установленная законом процедура выявления нарушений не была соблюдена, акт натурного обследования может служить лишь поводом для проведения внеплановой выездной проверки, в связи с чем протокол вместе с приложениями к нему, фиксирующий выявленное административное правонарушение, не может быть признан допустимым доказательством. На этом основании прекратил производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
Такой судебный акт законным признать нельзя, оснований для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу не имелось.
Как усматривается из материалов дела, нарушения выявлены должностным лицом в ходе проводимых мероприятий по патрулированию участков лесного фонда, что соответствует нормам ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, Порядка оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 373.
Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 294-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат положений, исключающих возможность возбуждения дела об административном правонарушении при обнаружении правонарушений в ходе мероприятий по контролю в лесах.
В силу п. 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение), государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок (статьи 9 - 13, 14 Федерального закона N 294-ФЗ). Кроме этого, надзор осуществляется посредством проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства возможно не только в рамках осуществления проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ, но и в рамках проведения мероприятий по контролю (патрулированию) лесов.
Более того, в соответствии с п.п. 78, 81 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства должностными лицами уполномоченных органов проводятся мероприятия по контролю в лесах (патрулирования и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков). При выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу приведенных выше мотивов вывод судьи областного суда о том, что должностным лицом процедура выявления нарушений не была соблюдена, является неправильным.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, не имелось.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
При таких обстоятельствах решение Томского областного суда от 10 июля 2020 г. подлежит отмене.
При этом подлежит отмене и постановление заместителя председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Зайцева А.С. от 1 ноября 2019 г. N 702/2019, отмененное названным выше решением судьи областного суда, которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении ведется производство по делу об административном правонарушении.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 названного Кодекса, составляет один год.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Зайцева А.С. - удовлетворить частично.
Решение Томского областного суда от 10 июля 2020 г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесная компания Ингузет", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.