Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области Зайцева А.С. на вступившие в законную силу решение судьи Томского областного суда от 18 сентября 2020 г., вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сибирский лес" (далее - ООО "Сибирский лес", Общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, установил:
постановлением комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области от 3 апреля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Асиновского городского суда Томской области от 3 августа 2020 г, ООО Сибирский лес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением судьи Томского областного суда от 18 сентября 2020 г. постановление комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области от 3 апреля 2020 г. и решение судьи Асиновского городского суда Томской области от 3 августа 2020 г. отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление Зайцев А.С. просит решение судьи Томского областного суда отменить, приводя доводы о его не законности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО Сибирский лес" к ответственности по данной статье явилось нарушение требований п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, что выразилось в том, что ООО "Сибирский лес", на основании договора аренды лесного участка от 25 сентября 2013 г. N 28/04/13, использует лесной участок для заготовки древесины, расположенный в квартале 54 выделах 17, 20 урочища "Асиновское", Мало-Юксинского участкового лесничества Асиновского лесничества, филиала ОГКУ "Томское управление лесами" производило работы по заготовке, трелевке и вывозке древесины. Срубленная древесина лесосек вывезена, при этом не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 5, 0 га: порубочные остатки в виде ветвей, сучьев и вершин деревьев длиной более трех метров не сложены в кучи и валы, беспорядочно разбросаны.
Рассматривая дело по жалобе, и отменяя постановление должностного лица и решение городского суда, судья областного суда пришел к выводу о не соблюдении порядка проведения проверки деятельности Общества, ссылаясь на то, что данная проверка должна быть проведена в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Кроме этого, так же указывает, что на момент осмотра срок окончания вывоза древесины на данных выделах не окончен.
Однако с такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч.3 ст.16 данного Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктами 16и 17 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 2).
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ приказом Минприроды России от 31.08.2015 N 373 утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований (далее Порядок).
Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (пункт 2 указанного Порядка). В силу пункта 5 Порядка, плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами.
Пунктами 7 и 8 Порядка установлено, что по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания. Отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка) (пункт 11 Порядка).
Таким образом, законодателем предусмотрено проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследование лесных участков, не являющееся проверкой, в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров (обследований) на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляется в порядке, предусмотренном специальной нормой - ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Исходя из положений выше приведенного законодательства при проведении плановых (рейдовых) осмотров, не требуется взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров с представителями юридического лица, в отношении которого проводится данный осмотр, а также не требуется согласование проведения плановых (рейдовых) осмотров с органами прокуратуры. Необходимыми условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа, соблюдение порядка оформления и содержание таких заданий. Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.
Как следует из материалов дела, нарушение ООО Сибирский лес" требований пожарной безопасности в лесах выявлено при осуществлении запланированного патрулирования лесов на основании распоряжения о патрулировании участков лесного фонда на территории Томской области в 2020 г. и плана графика проведения патрулирования лесного фонда на февраль 2020 года, что предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ, по результатам которого в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 31 августа 2015 года N 373 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований", составлен акт осмотра лесного участка от 03.02.2020.
В связи с этим оснований полагать, что при проведении проверки в виде планового (рейдового) осмотра были нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, не имеется.
Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений требований КоАП РФ должностными лицами административного органа в данном случае не допущено.
При таких обстоятельствах, акт осмотра лесного участка, свидетельствующий о наличии события административного правонарушения, являлся достаточным основанием для возбуждения уполномоченным должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении общества.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с технологической картой лесосечных работ к декларации от 29.11.2019, ООО Сибирский лес" в период с 15.01.2020 по 15.02.2020 г. использует участок для заготовки древесины, расположенный в квартале 54 выделах 17, 20 урочища "Асиновское", Мало-Юксинского участкового лесничества Асиновского лесничества.
Согласно акта осмотра лесного участка от 03.02.2020 г, лесной участок, переданный ООО "Сибирский лес" разработан на площади 9, 0 га, на момент проведения обследования, работы по заготовке древесины на участках лесного фонда расположенных в квартале 54 выделе 17, 20 урочища "Асиновское", Мало-Юксинского участкового лесничества Асиновского лесничества, работы по заготовке, трелевке и вывозке, завершены полностью, на площади 5, 0 га не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков. Способ чистки мест рубок технологической картой не определен.
Таким образом, в силу п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, очистка мест рубок (лесосек) от порубочных остатков должна проводится одновременно с заготовкой древесины.
Таким образом, выводы, приведенные в решении судьи областного суда, являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным судьей, не имелось.
Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Допущенное судьей областного суда нарушение требований КоАП РФ является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемое решение судьи областного суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поскольку нарушения, допущенные судьей областного суда, являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на сделанный судьей выводы и исход дела, решение судьи Томского областного суда от 18 сентября 2020 г, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, поскольку на момент рассмотрения настоящий жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Томского областного суда от 18 сентября 2020 г. вынесенное в отношении ООО "Сибирский лес" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Томский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.