Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Гарант+" Матюхина К.Л. на вступившие в законную силу постановление судьи Заводского районного суда г.Кемерово от 16 июня 2020 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 31 августа 2020 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Гарант+" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Заводского районного суда г.Кемерово от 16 июня 2020 года ООО "Гарант+" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Кемеровского областного суда от 31 августа 2020 года постановление изменено, из описательно-мотивировочной части исключено указание о невыполнении Обществом в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о необеспечении в нарушение п.2.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 N 11 "О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области-Кузбассе" проведения мероприятий по дезинфекции общего имущества в многоквартирных домах не менее двух раз сутки (в дневные и ночные часы), а также необспечении наличия семидневного запаса дезинфицирующих средств. Административный штраф снижен с 200 000 рублей до 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в кассационный суд, генеральный директор ООО "Гарант+" Матюхин К.Л. просит постановление и решение изменить, в обоснование указывает на несогласие с выводом судебных инстанций о том, что экспертиза по делу не проводилась; по делу проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, которая назначена с нарушениями: отсутствует определение о назначении экспертизы, эксперты не предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; протокол об административном правонарушении, основанный на заключении экспертизы является недопустимым доказательством; пояснения должностного лица о том, что протокол составлен на основании акта проверки, подлежат критической оценке, поскольку акт не указан в протоколе; отсутствие правовых оснований для проведения проверки; не установлен метод проверки выполнения дезинфекционных мероприятий в помещениях общего пользования многоквартирного дома.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, диспозиция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), как нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, так и невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Протоколом об административном правонарушении от 28 мая 2020 года в вину ООО "Гарант+" вменено нарушение п.п.1.11, 1.14, 2.2, 2.4 постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 N 11 "О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области-Кузбассе", выразившееся необеспечении 7-дневного запаса дезинфицирующих средств, непроведении мероприятий по дезинфекции общего имущества в многоквартирных домов не менее двух раз в сутки, отсутствии запаса масок на складе и журнала по учету выдачи масок, а также п.9.1 СанПиН 2.1.22645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", выразившееся в загрязнении лестничных пролетов, клеток, п.п.2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", выразившееся в непроведении дезинфекции в мусороприемной камере. Указанные нарушения выявлены по результатам внеплановой выездной проверки. Деяние ООО "Гарант+" квалифицировано по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
По делу вынесены вышеуказанные судебные акты, которые законными признать нельзя в силу следующего.
Основанием для составления должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Кемерово протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, послужили материалы внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ООО "Гарант+".
Из материалов дела следует, что 21 апреля 2020 года Обществу Главным государственным санитарным врачом по г.Кемерово выдано предписание N 209 о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий со сроком исполнения до 27 апреля 2020 года. В этом же предписании указано, что оно является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно предписанию Общество обязано:
1. Обеспечить проведение качественной уборки и дезинфекции помещений, находящихся в управлении многоквартирных жилых домов (подъездов, тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых кабин, лестничных площадок и маршей, мусоропроводов, мусороприемных камер), с применением зарегистрированных в установленном порядке и допущенных к применению в Российской Федерации дезинфицирующих средств в соответствии с инструкциями по применению, в режимах, эффективных при вирусных инфекциях.
2. Обеспечить проведение дезинфекции поручней перил, лифтовых кнопок, домофонов, внутренних дверей находящихся в управлении многоквартирных жилых домов способом протирания в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующего средства.
3.Обеспечить проведение дезинфекции тротуаров, контейнеров и контейнерных площадок, малых архитектурных форм, игровых элементов детских площадок, скамеек, столиков, урн, расположенных на территории управляемого многоквартирного жилого дома, способом орошения с применением специального оборудования (автомакс, гидропульт и др.) в соответствии инструкцией по применению дезинфицирующего средства.
4.Обеспечить проведение мероприятий по дезинфекции общего имущества в многоквартирных домах и на прилегающих территориях в дневные и ночные часы.
5. Обеспечить проведение проветривания помещений общего пользования многоквартирных домов после проведения дезинфекционных работ.
6. Обеспечить 7-дневный запас дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидной активностью. |
7. Обеспечить наличие необходимых документов на применяемые дезинфицирующие средства (свидетельство о государственной регистрации, инструкцию по применению, декларацию о соответствии).
8. Обеспечить персонал, осуществляющий работы по дезинфекции, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с инструкциями по применению дезинфицирующих средств.
9. Обеспечить хранение дезинфицирующих средств в сухом, прохладном, затененном месте, недоступном для детей и посторонних лиц, в упаковках изготовителя, плотно закрытыми.
10. Обеспечить информирование населения, проживающего в управляемых многоквартирных домах, о времени и дате проведения дезинфекционных мероприятий и текущей уборки (путем развешивания на подъездах соответствующих графиков, объявлений и др. с указанием наименований применяемого дезинфицирующего средства и лица, ответственного проведение дезинфекции).
11. Обеспечить ведение учета прихода-расхода используемых дезинфицирующих средств.
Распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от 28 апреля 2020 года N 642-ВН в отношении ООО "Гарант+" назначено проведение внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 21 апреля 2020 года N 209 (пункт 6), на основании мотивированного представления должностного лица от 28.04.2020 N 15, пп."б" п.1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438.
Проведение указанной проверки согласовано решением прокуратуры г.Кемерово от 28 мая 2020 года.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28 мая 2020 года N 198, согласно которому выявлен факт неисполнения вышеуказанного предписания.
В соответствии с ч.1.1 ст.26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пп. "б" п.1 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только: внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры.
С учетом цели проверки, указанной в п. 6 распоряжении заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области от 28 апреля 2020 года N 642-ВН, предметом проверки могло являться только исполнение ООО "Гарант+" предписания от 21 апреля 2020 года N 209.
Вместе с тем в акте проверки от 28 мая 2020 года N 198 помимо результатов проверки исполнения указанного предписания отражены сведения о том, что было проведено обследование офисного помещения ООО "Гарант+" на предмет выполнения мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции; не представлены документы о прохождении предварительного, периодического медицинского осмотра, профессиональной гигиенической подготовки и гигиенического обучения. В рамках проверки проведена экспертиза соответствия организации дезинфекционного режима на объектах массового скопления людей требованиям санитарного законодательства. Указанные действия свидетельствуют о выходе за предмет проверки.
Протоколом об административном правонарушении в вину Обществу неисполнение предписания от 21 апреля 2020 года N 209 не вменялось, в связи с чем выводы об этом исключены из постановления судьи районного суда судьей вышестоящего суда. При этом сделан вывод о том, что внеплановая выездная проверка проведена на основании мотивированного представления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Кемерово. Однако, названное мотивированное представление в материалах дела отсутствует.
Согласно пп. "а" п.1 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только: внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Однако, распоряжение о проведении такой проверки в отношении ООО "Гарант+" органом Роспотребнадзора не выносилось и с органом прокуратуры не согласовывалось.
В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, вменяемого обществу по настоящему делу.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу генерального директора ООО "Гарант+" Матюхина К.Л. удовлетворить.
Постановление судьи Заводского районного суда г.Кемерово от 16 июня 2020 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 31 августа 2020 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Гарант+" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.4 ч.2 ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.