Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Колесниковой Светланы Борисовны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора г. Ленинск - Кузнецкий и Промышленновского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области от 10 июня 2020г., решение судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 4 августа 2020г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 21 сентября 2020г., вынесенные в отношении начальника управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области Колесниковой Светланы Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением государственного инспектора г. Ленинск - Кузнецкий и Промышленновского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области от 10 июня 2020г, оставленным без изменения решением судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 4 августа 2020г. и решением судьи Кемеровского областного суда от 21 сентября 2020г, начальник управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области Колесникова С.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Колесникова С.Б. настаивает на отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность виновных лиц.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") следует, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, руководители органов местного самоуправления, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Из материалов дела следует, что по результатам доследственной проверки обстоятельств пожара, произошедшего 21 апреля 2020г. по пер. Грамотеинский, 12а г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, установлено, что надворная постройка указанного домовладения имеет повреждения от пожара (обгорели стена и крыша). Установлено, что причиной пожара явилось возгорание сухой растительности на пустыре, прилегающем к северо-восточной части территории указанного домовладения и расположенном на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
В возбуждении уголовного дела по факту данного пожара отказано.
Постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа "Об установлении особого противопожарного режима на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа в 2020г." от 9 апреля 2020г. N 557 на территории Ленинск - Кузнецкого городского округа установлен особый противопожарный режим с 15 апреля 2020г. по 1 июня 2020г.
Пунктом 4 указанного Постановления управлению жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области в рамках имеющихся полномочий поручено осуществлять контроль за соблюдением Правил благоустройства муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ в части своевременной очистки территории городского округа от горючих отходов, мусора, недопущения разведения костров и сжигания мусора. Определить и обеспечить проведение опашки (при необходимости увеличить противопожарные разрывы, препятствующие распространению лесных и иных пожаров).
Указанные обстоятельства явились основанием составления протокола об административном правонарушении от 4 июня 2020г. в отношении начальника управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области Колесниковой С.Б. и привлечения ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований п. 17(1) Правил противопожарного режима и ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности", как руководителя учреждения, ответственного за содержание данного земельного участка, входящего в черту муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ Кемеровской области, не осуществившего надлежащую уборку данной территории и контроль за ее противопожарным состоянием.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются распоряжением администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 6 ноября 2019г. N 233-к о приеме Колесниковой С.Б. на должность начальника управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области, должностной инструкцией указанной должности, протоколом осмотра места происшествия от 22 апреля 2020г. и фотоматериалом к нему, из которых следует, что причиной повреждения надворной постройки явилось возгорание сухой травы на прилегающем к территории домовладения пустыре, а также иными собранными доказательствами и материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия Колесниковой С.Б. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы не имеется оснований полагать, что установленные обстоятельства не свидетельствуют о виновности Колесниковой С.Б, что нахождение на данной территории мусора не установлено, а необходимость в скашивании травы на данной территории не была предметом проверки по делу.
Учитывая период, в которой произошло возгорание сухой травы, необходимость в ее скашивании отсутствовала. Сухостой, образуя мусор, нуждался в уборке, что не оспаривается заявителем жалобы.
Доводы жалобы о том, что государственная собственность на данную территорию земельного участка не разграничена, потому она не находится в ведении муниципальных органов, также несостоятельны, противоречат действующему законодательству.
Так, согласно п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно п.п. 9, 11, 25 ст. 8 Устава муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, принятого решением Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов от 28 октября 2010г. N 76 (далее - Устав), к вопросам местного значения муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории Ленинск-Кузнецкого городского округа, осуществление контроля за их соблюдением.
Доводы жалобы о том, что произошел поджог травы и граждане, в том числе собственники домовладений, также обязаны иметь средства пожаротушения и соблюдать противопожарные мероприятия, не освобождают от исполнения возложенных на возглавляемое Колесниковой С.Б. управление обязанностей.
Согласно ч. 5 ст. 37 Устава в структуре администрации городского округа могут создаваться отраслевые (функциональные) и территориальные органы.
Как следует из содержания п. 1.2 Положения об управлении жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 24 мая 2018г. N 29 (ред. от 31.10.2019) (далее - Положение об управлении), управление является отраслевым (функциональным) органом администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа и создано в целях эффективного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Наряду с прочими полномочиями, согласно п. 3.5.2 Положения об управлении, управление осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, Уставом муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 26 октября 2017г. N 56 (далее - Правила благоустройства) утверждены Правила благоустройства муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, которые устанавливают обязательные для исполнения требования к состоянию общественных пространств на территории муниципального образования, к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, к состоянию территории городского округа, инструменты контроля за качеством выполняемых работ по благоустройству и текущим состоянием отдельных элементов и объектов.
Пунктом 5.1. Правил благоустройства предусмотрено, что благоустройство и содержание объектов благоустройства осуществляют физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе, на территориях общего пользования - юридические лица независимо от форм собственности и физические лица, осуществляющие работы по благоустройству и содержанию на основании муниципальных контрактов, договоров;
на территориях индивидуальных домовладений и прилегающих к ним территориях - собственники, владельцы индивидуальных домовладений, лица, имеющие права владения и (или) пользования индивидуальным домовладением на законном основании.
Согласно п. 5.2 Правил благоустройства на объектах благоустройства, за исключением указанных в пункте 5.1 настоящих Правил, лицами, ответственными за соблюдение настоящих Правил, являются физические и юридические лица, которым принадлежат указанные объекты на праве собственности, обязательственном праве или на иных законных основаниях в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами. Данные лица обязаны обеспечить выполнение Правил самостоятельно и (или) посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В п. 10.1 Правил благоустройства указано, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа, а также ее структурными подразделениями и функциональными (отраслевыми) органами.
Пунктом 5.2.1 Положения об управлении предусмотрено, что управление осуществляет мониторинг соблюдения Правил благоустройства муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Из обстоятельств дела следует и заявителем жалобы не оспаривается, что мониторинг соблюдения Правил благоустройства управлением, как в текущем порядке, так и в порядке исполнения постановления администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 9 апреля 2020г. N 557 "Об установлении особого противопожарного режима на территории Ленинск-Кузнецкого городского округа в 2020г." не проводился, самостоятельные мероприятия по очистке указанной территории городского округа от мусора управлением также не были осуществлены. Колесникова С.Б, как руководитель, не обеспечила надлежащую организацию деятельности управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в условиях особого противопожарного режима.
Постановление о привлечении руководителя управления жизнеобеспечения администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области Колесниковой С.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует характеру допущенных Колесниковой С.Б. нарушений.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решения по жалобам на постановление рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора г. Ленинск - Кузнецкий и Промышленновского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области от 10 июня 2020г, решение судьи Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 4 августа 2020г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 21 сентября 2020г. оставить без изменения, жалобу Колесниковой С.Б. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.