Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 06 октября 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, установил:
постановлением мирового судьи первого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 09 июня 2020г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 06 октября 2020 г. постановление от 09 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Осмоловский М.А. просит решение районного суда отменить, приводя доводы о его незаконности.
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на нее не представил.
В силу части 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административным правонарушением является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из представленных материалов, 13 марта 2020 г. в 12 час. 00 мин. было выявлено, что Департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска по ул. Фабричная, 12, допущено нарушение, выразившееся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Мировой судья счел достаточным для признания Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска ненадлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения то обстоятельство, что данный орган местного самоуправления (является структурным подразделением мэрии города Новосибирска) в целях реализации своих полномочий по осуществлению дорожной деятельности создал муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Дорожно-эксплуатационное учреждение N1", которому делегировал соответствующие полномочия по содержанию и ремонту улично-дорожной сети и передал в данном случае спорный участок автомобильной дороги в оперативное управление.
Между тем мировым судьей не учтено следующее.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с Положением о ДТ и ДБК мэрии города Новосибирска, утвержденным решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N654, ДТ и ДБК мэрии города Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска.
В п.2.1 Положения о ДТ и ДБК мэрии города Новосибирска указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, на
ДТ и ДБК мэрии города Новосибирска возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности на дорогах в границах города Новосибирска.
Согласно п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании п.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Образование в целях реализации своих полномочий иного юридического лица, которому делегированы соответствующие полномочия по содержанию и ремонту улично-дорожной сети само по себе не исключает вину органа местного самоуправления (ее структурных подразделений) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
ДТ и ДБК мэрии города Новосибирска является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечивает безопасности дорожного движения на них, осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог.
Таким образом, доводы жалобы заслуживает внимание по изложенным выше основаниям.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляет три месяца.
Поскольку выявленное должностным лицом ОГИБДД нарушение имело место 13 марта 2020 г, к моменту рассмотрения жалобы должностного лица в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение установленных в ст. 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из смысла указанных норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, следовательно, возможность возобновления производства по данному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
При таких обстоятельствах жалоба заместителя начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Осмоловского М.А. не может быть удовлетворена.
По тем же основаниям, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности у судьи районного суда возможность возобновления производства по данному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения отсутствовала, в связи с чем решение районного суда соответствует требованиям, установленным ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи первого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 09 июня 2020 г, решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 06 октября 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Осмоловского М.А. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.