Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Зиновьевой К.В. и Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Акционерного общества "Промышленный транспорт", поданной через суд первой инстанции 23 июля 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2020 года по административному делу N 2а-6255/2019 по административному исковому заявлению Акционерного общества "Промышленный транспорт" к Министерству образования и науки Республики Хакасия, заместителю Министра образования и науки Республики Хакасия Идимешевой А.М. об оспаривании предписания в части.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя Акционерного общества "Промышленный транспорт" Артеменко М.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
АО "Промышленный транспорт" (АО "Промтранс") обратилось в Абаканский городской суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Хакасия, заместителю Министра образования и науки Республики Хакасия Идимешевой А.М. об оспаривании предписания в части.
Требования мотивированы тем, что Министерством образования и науки Республики Хакасия в период со 2 августа 2019 года по 28 августа 2019 года в отношении АО "Промтранс" проведена плановая документарная выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки N 74 от 28 августа 2019 года и выдано предписание N 74П об устранении выявленных нарушений.
Считает, что предписание в части возложения обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" незаконно, АО "Промтранс" необоснованно причислено к образовательным организациям, поскольку образовательная организация и организация, осуществляющая образовательную деятельность, - это разные по определению организации, и, следовательно, отождествление и смешение их при толковании норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" недопустимо. Согласно ОКВЭД из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "Промтранс" является деятельность железнодорожного транспорта - грузовые перевозки (код 49.20), образование профессиональное дополнительное (код 85.42) является дополнительным видом деятельности. Таким образом, АО "Промтранс" не является организацией, для которой образовательная деятельность является основным видом деятельности. Следовательно, вынося обжалуемое предписание, административный ответчик возложил на административного истца обязанности, не предусмотренные законом, чем нарушил его права.
Просили признать незаконным предписание N 74П от 28 августа 2019 года части возложения обязанности по приведению в соответствие с установленными требованиями официального сайта Общества, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной государственной пошлины.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 11 ноября 2019 года требования административного истца удовлетворены, признано незаконным предписание N 74 П от 28 августа 2019 года об устранении нарушений в деятельности АО "Промышленный транспорт" в части требования о приведении в соответствии с установленными требованиями официального сайта Общества; на Министерство образования и науки Республики Хакасия возложена обязанность принять меры к устранению нарушений прав административного истца, а также сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Абаканский городской суд Республики Хакасия и Акционерному обществу "Промышленный транспорт" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2020 года решение суда отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе АО "Промтранс" просит отменить судебный акт апелляционной инстанции, оставить в силе решение Абаканского городского суда, указывая на нарушение судом норм материального права.
Заявитель, ссылаясь на положения, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", считает, что суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, необоснованно дал расширительное толкование части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указав о наличии обязанности АО "Промтранс" по ведению информационного ресурса образовательной организации в сети "Интернет", поскольку из буквального толкования части 2 статьи 21, части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не следует, что компетенция образовательных организаций распространяется также на организации, осуществляющие обучение, поскольку компетенция понимается как возможность совершения определенных действий, но не как обязанность.
Кроме того, указывает, что перечень обязанностей, закрепленных в части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не предполагает обязанности ведения информационного ресурса образовательной организации в сети "Интернет".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, что АО "Промтранс" с 29 декабря 1994 года зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом его экономической деятельности является деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки (49.20), к дополнительным видам деятельности среди прочих относится образование профессиональное дополнительное (85.42).
В соответствии с пунктом 6.2 Устава АО "Промтранс", утвержденного решением Единственного акционера АО "Промтранс" N 3 от 13 июня 2018 года, общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Общество, в том числе, осуществляет образование профессиональное, дополнительное.
Министерством образования и науки Республики Хакасия АО "Промтранс" 27 апреля 2016 года выдана лицензия N на право оказания образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии, - профессиональное обучение.
Министерством образования и науки Республики Хакасия в отношении АО "Промтранс" была проведена плановая документарная выездная проверка.
Из акта проверки N 74 от 28 августа 2019 года, проведенной в период с 2 августа 2019 года по 28 августа 2019 года, следует, что при проверке официального сайта общества выявлены нарушения требований статьи 29 Закона, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", приказа Рособрнадзора от 29 мая 2014 года N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации", выразившиеся в том, что Обществом не создан специальный раздел на официальном сайте, не размещена информация в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренная статьей 29 Закона.
По итогам проверки заместителем Министра - начальником отдела по надзору в сфере образования ФИО5 28 августа 2019 года было вынесено предписание N 74П об устранении нарушений в деятельности АО "Промтранс", в том числе приведении в соответствие с установленными требованиями официального сайта Общества; представления в Министерство образования и науки Республики Хакасия отчета об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания в срок до 24 января 2020 года.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание административного ответчика N 74П от 28 августа 2019 года в части требования о приведении в соответствии с установленными требованиями официального сайта Общества, является незаконным и необоснованным, поскольку АО "Промтранс" является организацией, осуществляющей обучение, то есть юридическим лицом, осуществляющим на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, и не является образовательной организацией.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения, установленные частью 2 статьи 21, пунктом 21 части 3 статьи 28, частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", исходил из того, что АО "Промтранс" для обеспечения открытости своей деятельности должно создать и вести официальный сайт в сети "Интернет" в порядке, предусмотренном статьей 29 поименованного закона.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Согласно статьям 28 и 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация для обеспечения открытости своей деятельности должна создать и вести официальный сайт в сети "Интернет", который содержит информацию о деятельности организации.
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. N 785 (с изменениями от 27 ноября 2017 года) утверждены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, согласно которым для размещения информации на официальном сайте должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации", содержащий следующие подразделы: Основные сведения, Структура и органы управления образовательной организацией, Документы, Образование, Образовательные стандарты, Руководство. Педагогический (научнопедагогический) состав, Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса, Стипендии и иные виды материальной поддержки, Платные образовательные услуги, Финансово-хозяйственная деятельность, Вакантные места для приема (перевода).
Таким образом, требования к наличию и ведению сайта организации распространяются на все организации, осуществляющие обучение, к числу которых, исходя из предусмотренных Уставом видов деятельности, относится АО "Промтранс".
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции, отменяя решение Абаканского городского суда, и принимая новое решение, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Такая совокупность условий по настоящему делу установлена.
Доводы кассационной жалобы основаны на несогласии с выводами суда по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, что не может служить основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушения судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути, направлены на переоценку обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Безусловные основания для отмены или изменения судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 18 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 октября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.