Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ачинска Красноярского края, поданную 5 октября 2020 года, на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 августа 2020 года
по административному делу N 2а-916/2020 по административному исковому заявлению Олейниковой Зои Петровны, действующей в своих интересах и интересах собственников многоквартирного жилого дома о признании незаконным бездействия администрации города Ачинска, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя административного истца Абиловой Т.Б, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы, установила:
Олейникова З.П, действующая в своих интересах и интересах собственников многоквартирного жилого дома обратилась в Ачинский городской суд Красноярского края с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Ачинска в уклонении проведения инвентаризации самотечной канализационной сети водоотведения жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Ленина, д. 8; в уклонении обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет и признании в отношении данного объекта муниципальной собственности; возложении обязанности совершить в течение трех месяцев совершить действия по инвентаризации самотечной канализационной сети водоотведения жилого дома, расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, д. 8; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке бесхозяйной недвижимой вещи - самотечной канализации - сети водоотведения на учет; по истечении года с момента постановки на учет спорного объекта, обратиться в суд с требованием о признании в отношении него права муниципальной собственности.
В обоснование требований ссылалась на то, что решением общего собрания собственников жилья многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, д. 8 от 16 мая 2012 года был создан совет многоквартирного дома.
В жилом доме N 8 по ул. Ленина г. Ачинска водоотведение осуществляется через самотечную канализацию, являющуюся частью единой системы водоотведения двух многоквартирных домов N 6 и N 8 по ул. Ленина г. Ачинска. Дворовая самотечная канализация собирает канализационные стоки с двух многоквартирных домов в канализационный коллектор, откуда по трубопроводу дворовой напорной канализации стоки поступают в городской канализационный коллектор. Продолжительное время аварийные ситуации с самотечной канализацией многоквартирного дома N 8 ликвидировались силами управляющей организации, ресурсоснабжающей организацией и администрацией г. Ачинска. Самотечная канализация никем не обслуживается и не ремонтируется, не включена в реестр муниципальной собственности.
Регулярные аварийные ситуации не позволяют обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания жителей в доме, а также обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома. Бездействие администрации г. Ачинска создает условия, опасные для жизни и здоровья граждан.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2020 года признано незаконным бездействие администрации г. Ачинска в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - самотечной канализации сети водоотведения, расположенной от многоквартирного жилого дома N 8 по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Ленина до канализационного напорного коллектора, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Ленина, от домов N 6, N 8. На администрацию г. Ачинск возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйное недвижимое имущество - самотечную канализацию сети водоотведения, расположенную от многоквартирного жилого дома N 8 по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Ленина до канализационного напорного коллектора, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Ленина, от домов NN 6, 8. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 августа 2020 года решение Ачинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрацией города Ачинска Красноярского края ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административных истцов, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных заинтересованным лицом ООО "Управляющая организация Жилищно - коммунального хозяйства", Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина д. 8 от 28 июля 2016 года принято решение о расторжении договора с МУП "Служба заказчика", выбран способ управления - управляющей организацией ООО "УО ЖКХ". Также выбраны члены совета многоквартирного дома - ФИО10, ФИО11, ФИО12 и выбран председатель совета многоквартирного дома - Олейникова З.П.
Лицензией N 118 от 10 апреля 2015 года подтверждается право ООО "Управляющая организация Жилищно-коммунального хозяйства" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. ООО "Управляющая организация Жилищно-коммунального хозяйства" оказывает в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, 8 услуги по содержанию общего имущества.
Таким образом, ООО "Управляющая организация Жилищно-коммунального хозяйства" не является правопреемником МУП "Служба заказчика", ранее оказывающей жилищные услуги в многоквартирном доме по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, д. 8.
Согласно договору управления многоквартирным домом от 1 августа 2016 года ООО "Управляющая организация Жилищно-коммунального хозяйства" также оказывает услуги по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, д. 6.
Выпиской из Единого государственного реестра прав подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 548 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Ленина, 8, имеет вид разрешенного использования - под многоквартирным жилым домом малоэтажной застройки и поставлен на кадастровый учет 14 января 2015 года.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Ленина, 6 имеет вид разрешенного использования - под многоквартирным жилым домом малоэтажной застройки и поставлен на кадастровый учет 17 декабря 2014 года.
Техническим паспортом на жилой дом по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, 8, составленным по состоянию на 18 мая 1988 года подтверждается, что дом построен в 1954 году, в доме имеется центральное отопление, водопровод, электроосвещение, радио, телефон, телевидение, горячее водоснабжение. Напротив графы - канализация соответствующих отметок не имеется.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом по адресу: г. Ачинск, ул. Ленина, 6 (составленному по состоянию на 6 января 1989 года) в данном доме имеется центральное отопление, водопровод, электроосвещение, радио, телефон, горячее водоснабжение, канализация.
Согласно схеме расположения инженерных сетей водоотведения напротив многоквартирного дома по ул. Ленина, д. 8 расположены 4 канализационных колодца, напротив дома N 6 по ул. Ленина расположены 3 канализационных колодца. Все канализационные колодцы данных домов соединены единой самотечной канализацией, которая была ранее соединена с септиком напротив дома N 6 по ул. Ленина г. Ачинска.
Из сообщения заместителя главы г. Ачинска Хохлова П.Я. от 9 июня 2018 года следует, что по ул. Ленина в 2014 году за счет средств муниципалитета был построен канализационный коллектор. Самотечная канализационная сеть от жилого дома N 8 по ул. Ленина до коллектора на балансе в муниципалитете не числится и предназначена для обслуживания нужд многоквартирного дома.
Выкопировкой из карты г. Ачинска, а также схемой расположения инженерных сетей водоотведения подтверждается, что после проведенных в 2014 году Администрацией г. Ачинска строительных работ напротив дома N 6 по ул. Ленина г. Ачинска вместо септика был построен канализационный напорный коллектор, от которого проложен трубопровод напорной канализации до централизованной канализационной сети.
На основании муниципального контракта от 26 января 2015 года по заказу Администрации г. Ачинска, заключенному с ООО "ГАРО" за счет бюджетных средств г. Ачинска были выполнены работы по строительству канализационного коллектора по ул. Ленина от домов N 6, 8, стоимость работ составила 1 380 000 руб, составлен акт приемки выполненных работ. Сведений о включении канализационного коллектора в реестр муниципальной собственности не представлено.
В 2018 году Администрация г. Ачинска в связи с неоднократными обращениями жителей уведомила собственников многоквартирного дома N 8 по ул. Ленина г. Ачинска о том, что самотечная канализационная сеть имеет признаки бесхозяйной и Администрацией начата работа по признанию данной инженерной сети водоотведения бесхозяйной для дальнейшей передачи в муниципальную собственность.
Согласно сведениям Единого реестра муниципальной собственности от 13 мая 2020 года система самотечной канализации от жилых домов N 6, N 8 по ул. Ленина на балансе и в реестре муниципальной собственности г. Ачинска в комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города не числится.
Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 и пункта 4 части 1 статьи 16 названного закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суды, пришли к правильному выводу о признании незаконным бездействие Администрации г. Ачинска в части непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - самотечной канализации сети водоотведения, указав, что спорная самотечная канализация в реестре муниципального имущества не значится, информация о правах на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Отсутствие собственника данного объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации канализационных сетей и не исключает возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Выводы судов соответствуют требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, изложенную в судебных актах, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, и не может являться основанием для отмены судебных актов кассационном порядке. Доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального права при определении состава лиц, подлежащих привлечению к участию в деле. С учетом избранного заявителем способа защиты нарушенного права - оспаривание бездействия органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в отношении объекта коммунального хозяйства, состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, судами определен правильно. Безусловных оснований для отмены судебных актов не имеется.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 17 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 10 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.