Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 сентября 2020 года по административному делу N 2а-425/2020 по административному исковому заявлению Рыбинского межрайонного прокурора к главе п. Ирша Рыбинского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего по существу доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рыбинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании бездействия главы п. Ирша Ященко В.Б. по невозвращению в Иршинский поселковый Совет депутатов нормативного правового акта "О согласовании безвозмездного приема Краевого имущества в муниципальную собственность п. Ирша Рыбинского района Красноярского края в отношении дома "адрес"" с мотивированным обоснованием его отклонения, обязании главы п. Ирша Ященко В.Б. возвратить нормативный правовой акт "О согласовании безвозмездного приема Краевого имущества в муниципальную собственность п. Ирша Рыбинского района Красноярского края в отношении дома "адрес"" с предоставлением мотивированного обоснования его отклонения.
Требования обоснованы тем, что в нарушение действующего законодательства в установленный законом десятидневный срок решение с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменения главой п. Ирша в представительный орган не направлено, решение не подписано. Между тем, жилой "адрес" необходимо признать аварийным, после чего может быть принято решение о расселении жильцов данного дома. Неприятие решения о передаче в муниципальную собственность указанного дома создает угрозу жизни и здоровья проживающих в нем лиц. 24 апреля 2020 года в адрес главы п. Ирша Ященко В.Б. прокурором было направлено представление об устранении нарушений, согласно ответу на которое решение не было подписано административным ответчиком по причине нецелесообразности в виду отсутствия решения о выделении средств краевого бюджета на переселение жильцов и не направлено в представительный орган в связи с запретом массовых мероприятий, введенным с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 22 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 5 октября 2020 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Со ссылкой на принятый в марте месяце 2020 года Указ Президента Российской Федерации о запрете всех мероприятий, в которых собираются больше трех человек, а также на то, что решение сессии Иршинского поселкового Совета депутатов N59-155р от 10 марта 2020 года поступило к нему на подписание с опозданием на 12 дней, ответчик полагает, что незаконного бездействия им не допущено.
Прокуратурой Красноярского края принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный ответчик в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, возражений против рассмотрения жалобы в его отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку в судебное заседание, не заявил, ходатайств об отложении заседания не представил. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Из материалов дела усматривается, что решением Иршинского поселкового Совета депутатов Рыбинского района Красноярского края от 26 октябя 2015 года N 5-9 "Об избрании главы муниципального образования поселок Ирша Рыбинского района Красноярского края" Ященко В.Б. избран на должность главы п. Ирша.
10 марта 2020 года состоялась 59 сессия Иршинского поселкового Совета депутатов, в ходе которой, в частности, рассматривался вопрос о согласовании безвозмездного приема краевого имущества в муниципальную собственность п. Ирша Рыбинского района Красноярского края. Председателем Совета Шефер С.П. предложено принять в муниципальную собственность п. Ирша жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" За принятие данного дома в муниципальную собственность проголосовало 7 депутатов.
10 марта 2020 года Иршинеким поселковым Советом депутатов принято решение N 59-155р "О согласовании безвозмездного приема Краевого имущества в муниципальную собственность поселка Ирша Рыбинского района Красноярского края".
На основании заявления председателя Иршинского поселкового Совета депутатов Шефер С.П. Рыбинской междрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края Ященко В.Б.
24 апреля 2020 года в адрес главы п. Ирша Ященко В.Б. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которым установлены нарушения главы п. Ирша Ященко В.Б. в виде не предоставления в установленный срок в представительный орган местного самоуправления нормативного правового акта с мотивированным обоснованием его отклонения или с предложением о внесении в него изменений.
Согласно ответу на представление прокурора от 14 мая 2020 года, глава п. Ирша Ященко В.Б. пояснил, что нормативный правовой акт не был направлен в течение 10 дней в Иршинский поселковый Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения в связи с запретом проведения массовых мероприятий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.
Разрешая по существу заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что глава муниципального образования в силу закона свободен в своем волеизъявлении и никто не вправе повлиять на его решение и мнение при рассмотрении нормативного правового акта.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный иск, суд апелляционной инстанции указал, что в нарушение части 13 статьи 35 Федерального закона от 6 марта 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 16.1 Регламента Иршинского поселкового Совета депутатов глава поселка Ирша, получив решение Иршинского поселкового Совета депутатов N 59-155р от 10 марта 2020 года, не подписал его в установленный срок и не возвратил его Совету с обоснованием причин отклонения, т.е. в нарушение порядка, установленного действующим законодательством, не принял ни одного из указанных действий, что свидетельствует о незаконности оспариваемого бездействия.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 6 марта 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом мунинициального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию пункт 13 статьи 35 Федерального закона от 6 марта 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 5 июня 2008 года N 5-1732 "О порядке безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности края, и безвозмездного приема имущества, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность края" передача краевого имущества в муниципальную собственность производится на основании предложений главы муниципального образования, либо уполномоченных в соответствии с муниципальными правовыми актами органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, либо органов государственной власти Красноярского края.
Предложение о передаче краевого имущества в муниципальную собственность (далее - предложение о передаче) должно содержать перечень предлагаемого к передаче краевого имущества и обоснование необходимости передачи краевого имущества в муниципальную собственность. Предложение о передаче направляется в уполномоченный орган исполнительной власти края по управлению государственной собственностью Красноярского края (далее - уполномоченный орган). К предложению о передаче, направленному указанными в пункте 1 настоящей статьи уполномоченными в соответствии с муниципальными правовыми актами органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, должны быть приложены: обоснование возможности содержания предлагаемого к передаче краевою имущества за счет средств местного бюджета: муниципальные правовые акты, подтверждающие полномочия по направлению предложения о передаче (часть 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 5 июня 2008 года N 5-1732).
Согласно Уставу "адрес", принятого решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 5 февраля 1998 года N 4-18Р, Иршинский поселковый Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоит из 10 депутатов и избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (пункт 6).
К вопросам местного значения поселка относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселка.
Глава поселка осуществляет от имени администрации поселка в соответствии с решениями поселкового совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью поселка; подписывает и обнародует нормативные решения, принятые Поселковым советом депутатов, издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе поселка для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава поселка имеет право отклонить нормативное решение поселкового Совета депутатов, в этом случае решение в течение 10 дней возвращается в Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов Совета, оно подлежит подписанию главой поселка в течение 7 дней и обнародованию. Нормативные решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в периодическом печатном издании поселка Ирша "Новости поселка".
В соответствии с пунктом 4.5 Регламента Иршинского поселкового Совета депутатов, утвержденного решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 21 марта 2018 года N 34-98 Р, Совет депутатов принимает путем голосования решения Совета депутатов (нормативные, ненормативные правовые акты), протокольные решения. Решения Совета депутатов принимаются простым большинством голосов от установленного числа его депутатов, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Уставом п. Ирша или настоящим Регламентом. Протокольные решения принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Решения Совета депутатов направляются главе п. Ирша для подписания и обнародования. Глава поселка в течение 10 дней должен подписать либо отклонить решение Совета депутатов. Если глава поселка Ирша отклоняет решение, то решение в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов Совета депутатов, оно подлежит подписанию главой поселка Ирша в течение 7 дней и обнародованию (пункт 16.1 Регламента).
В силу статьи 5 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования п. Ирша Рыбинского района, утвержденного решением Иршинского поселкового Совета депутатов от 22 октября 2013 года N 41-118р, в соответствии с Уставом муниципального образования п. Ирша субъектами управления и распоряжения муниципальной собственностью являются: Иршинский Совет депутатов и администрация п. Ирша в лице главы администрации.
Совет депутатов и администрация принимают решения по заключению договоров по использованию, приобретению объектов в муниципальную собственность и их отчуждению на сумму, не превышающую 1 000 000 руб. (статья 6.7 Положения).
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства и принимая во внимание, что глава поселка Ирша, получив решение Иршинского поселкового Совета депутатов от 10 марта 2020 года N 59-155р, не принял ни одного из предусмотренных законом решений, в том числе, не подписал его и не отклонил, не возвратил Совету с обоснованием отклонения, не предложил внести в решение изменения либо дополнения, является верным вывод суда апелляционной инстанции о наличии в рассматриваемом случае незаконного бездействия со стороны административного ответчика.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что решение Советом в адрес главы также было направлено с нарушением установленного срока, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку не опровергает вывод апелляционного суда о том, что в течение 10 дней с момента фактического получения названного решения главой п. Ирша предусмотренного законом решения по данному решению Совета принято не было.
Не принимается кассационным судом и довод подателя кассационной жалобы об установленных Указом Президента Российской Федерации запрете массовых мероприятий в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку в рассматриваемом случае решение принимается главой единолично.
Дальнейшее рассмотрение Советом депутатов мотивированного обоснования отклонения главой направленного ему на подписание решения либо предложений главы о внесении в него изменений и дополнений к предмету рассматриваемого спора не относится.
Более того, как установлено судами, решение об отклонении решения Совета либо о внесении в него изменений и дополнений главой также не принималось.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений при рассмотрении апелляционный судом дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы п. Ирша Рыбинского района Красноярского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.