Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НовГео", поданную 2 октября 2020 года, на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 июля 2020 года
по административному делу N 2а-128/2020 по административному исковому заявлению прокурора г. Усть-Кута Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 15 января 2018 года N 54-мр об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор Общество с ограниченной ответственностью "НовГео" далее - ООО "НовГео", Общество).
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Афонина А.В, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях, установила:
прокурор г. Усть-Кута Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Усть-Кутский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 15 января 2018 года N 54-мр об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта в целях использования лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "НовГео" в целях эксплуатации линейных объектов (площадь производственная с покрытиями) и заготовки древесины на территории Усть-Кутского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка от 6 декабря 2016 года N 91-583/16.
В обоснование требований ссылался на то, что прокуратурой г. Усть-Кута в ходе проверки исполнения законодательства при предоставлении лесных участков для строительства линейных объектов установлено, что 6 декабря 2016 года между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО "НовГео" заключен договор аренды лесного участка N 91-583/16. По данному договору ООО "НовГео" передан в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий местоположение: "адрес", в границах, определенных кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 5, 2га.
Министерством лесного комплекса Иркутской области была проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, переданных в аренду по договору N "данные изъяты" от 6 декабря 2016 года. Распоряжением N 54-мр от 15 января 2018 года утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, арендатором которых по договору аренды лесного участка является ООО "НовГео".
При изучении проекта освоения лесов, заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, распоряжения установлено, что при проведении государственной экспертизы и издании распоряжения N 54-мр от 15 января 2018 года допущены нарушения требований законодательства.
Согласно приложению к распоряжению Министерства лесного комплекса Иркутской области N 54-мр от 15 января 2018 года, являющегося приложением к договору аренды и проекту освоения лесов в состав лесного участка входят защитные леса, категории ценные леса: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов на площади 5, 2 га.
Полагает, что указанный лесной участок имеет особое защитное значение. В соответствии с Проектом освоения лесов на предоставляемом лесном участке производится сплошная рубка лесных насаждений любого возраста (приложение N 27 к составу проекта освоения лесов 7.1.2 Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины). Указывает, что проведение выборочных и сплошных рубок деревьев в ценных лесах возможно только в целях предусмотренных пунктами 1-4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.2.2 Проекта освоения лесов по договору аренды на территории арендуемого лесного участка проектируется строительство и эксплуатация площади производственной с покрытиями, дороги автомобильной с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия. Дорога автомобильная будет использоваться в качестве проезда к производственной площадке. Полагают, что предоставление лесного участка в защитных лесах, относящихся к ценным лесам, для размещения производственной площадки противоречит лесному законодательству и несовместимо с целевым назначением и полезными функциями ценных лесов.
Считает, что Министерством лесного комплекса Иркутской области в нарушение пунктов 3, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы, при отсутствии законных оснований утверждено, а экспертной комиссией вынесено положительное заключение на проект освоения лесов, не соответствующий требованиям законодательства.
Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 года признано незаконным распоряжение заместителя министерства лесного комплекса Иркутской области N 54-мр от 15 января 2018 года об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "НовГео" в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (площадь производственная с покрытиями) и заготовки древесины на территории Усть-Кутского лесничества Иркутской области по договору аренды лесного участка от 6 декабря 2016 года N 91-583/16
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 июля 2020 года решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заинтересованным лицом ООО "НовГео" ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Иркутской области, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды лесного участка от 6 декабря 2016 года N 91-583/16, заключенного между Министерством лесного хозяйства Иркутской области и ООО "НовГео" на основании распоряжения Министерства лесного хозяйства Иркутской области от 23 ноября 2016 года N 1987-мр предоставлен лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 5, 2га, местоположение: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", в видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов и заготовка древесины (с общим объемом древесины на корню 1411 куб.м, в том числе ликвидной древесины 1233, 15 куб.м.).
Согласно характеристике лесного участка, являющейся приложением N 2 к договору аренды целевое назначение лесов лесного участка, предоставленного в аренду - защитные леса.
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 15 января 2018 года N 54-мр утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов арендатор ООО "Нов Гео") согласно которому утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы "проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "НовГео" в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - площадь производственная с покрытием, дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия и заготовки древесины на территории Усть - Кутского лесничества по договору аренды от 6 декабря 2016 года N 91-583/16". Комиссией предложено утвердить положительное экспертное заключение, поскольку представленный проект освоения лесов по форме и содержанию отвечает требованиям "Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", утвержденного приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года N 69.
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия распоряжения об отверждении положительного заключения государственной экспертизы) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (далее - Состав проекта), утвержденного Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" в исполнение положений части 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В разделе "Сведения о лесном участке" согласно требованиям пункта 6 Состава проекта приводится информация о распределении площади лесного участка по видам целевого назначения лесов на защитные (по их категориям), эксплуатационные и резервные леса (приложение N 3, тематическая лесная карта).
В соответствии с пунктом 8 Состава проекта раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (приложение N 11).
Из представленного для проведения экспертизы проекта освоения лесов усматривается, что лесной участок, предоставленный в аренду, отнесен к ценным лесам с целевым назначением - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (полностью). По окончании строительства площади производственной с покрытием, дороги автомобильной планируется ввод объектов в эксплуатацию, арендованный участок будет переведен в нелесные земли. Проведение мероприятий по лесовосстановлению не проектируется.
В соответствии с установленным статьей 106 Лесного кодекса Российской Федерации правовым режимом ценных лесов, в редакции, действовавшей на момент утверждения положительного заключения, в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса (часть 1). Кроме того, в ценных лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (часть 2). Также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья (часть 3).
Согласно части 3 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В соответствии с частью 5.1. статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением зеленых зон, лесопарковых зон и городских лесов, в ценных лесах, а также в эксплуатационных и в резервных лесах, за исключением заповедных лесных участков соответствующих лесов к объектам, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, помимо объектов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" предусмотрены объекты: площадь производственная с покрытием; дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия.
Руководствуясь указанными нормами права, установив, что согласно проекту освоения лесов на переданном в аренду ООО "НовГео" лесном участке, отнесенном к защитным лесам по категории ценных лесов, для целей строительства объектов предполагается проведение сплошных рубок, что запрещено в соответствии с правовым режимом ценных лесов, объекты, размещение которых планируется в соответствии с проектом освоения лесов, не относится к линейным объектам, поименованным в утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года N 849-р Перечне, поскольку предназначены для производства по заготовке древесины, суды пришли к правильному выводу, что оснований для утверждения положительного заключения не имелось, оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям законодательства.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, основанные на том, что дорога не будет использоваться с целью заготовки древесины, не могут быть приняты во внимание, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судами обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что положительное заключение является результатом предоставления государственной услуги, поскольку не опровергают правильности выводов судов о незаконности оспариваемого распоряжения. В соответствии с пунктом 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26 сентября 2016 N 496 "Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов", положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия проекта освоения лесов результатом предоставления государственной услуги должно являться отрицательное заключение.
Не подтверждают нарушение норм материального или процессуального права доводы кассационной жалобы о получении доказательств административным истцом с нарушением законодательства, поскольку предметом настоящего спора не является оспаривание результатов проведенной проверки. С учетом предоставленных при обращении в суд сведений о получении информации об оспариваемом распоряжении 4 декабря 2019 года, что установлено судами и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, срок на обращение в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц административным истцом не пропущен. Кроме того, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 13 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, т.е. согласно договору аренды и проекта освоения лесов срок действия заключения составляет 49 лет, способу защиты и восстановления права является правильным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационного суда полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 29 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.