Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гусейнова Байрама Алескера оглы, поданную 26 октября 2020 года, на решение Березовского районного суда Красноярского края от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2020 года
по административному делу N 2а-1472/2020 по административному исковому заявлению Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю) о временном помещении иностранного гражданина Гусейнова Байрама Алескера оглы, подлежащего депортации, в "Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю" сроком до 29 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя административного ответчика Шекшуева А.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, установила:
Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю обратилось в Березовский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением о временном помещении иностранного гражданина Гусейнова Б.А.оглы, подлежащего депортации, в "Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю" сроком до 29 октября 2020 года.
В обоснование требований ссылалось на то, что 6 июля 2015 года гражданин Азербайджанской Республики Гусейнов Б.А.оглы осужден Свердловским районным судом г. Красноярска по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы.
1 июля 2019 года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N 3287-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Азербайджанской Республики Гусейнова Б.А.оглы, 13 июля 2020 года ГУ МВД России по Красноярскому краю вынесено решение о депортации Гусейнова Б.А.оглы, которое подлежит исполнению после отбытия Гусейновым Б.А.оглы наказания. Административный ответчик отбывал наказание в учреждении ГУФСИН России по Красноярскому краю. Освобожден 28 июля 2020 года из мест лишения свободы условно-досрочно на основании решения Богучанского районного суда Красноярского края от 16 июля 2020 года.
28 июля 2020 года Гусейнов Б.А.оглы помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю на срок до 48 часов. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации не имеет. В связи с необходимостью оформления свидетельства на возвращение в Азербайджанскую Республику, решения финансовых вопросов, связанных с депортацией, необходимостью приобретения проездных билетов, а также учитывая, что в настоящее время границы между странами закрыты в виду сложившейся ситуации по распространению новой коронавирусной инфекции COVID - 19 после освобождения из мест лишения свободы осуществить депортацию не представляется возможным, требуется помещение Гусейнова Б.А.оглы в "Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю".
Решением Березовского районного суда Красноярского края от 29 июля 2020 года гражданин Азербайджанской Республики Гусейнов Байрам Алескер оглы помещен в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю сроком до 29 октября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2020 года решением Березовского районного суда Красноярского края от 29 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гусейновым Б.А.оглы ставится вопрос об отмене судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Согласно предоставленной информации решение о депортации Гусейнова Б.А.оглы исполнено 28 августа 2020 года. Судебная коллегия с учетом требований части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц. Участие представителя Гусейнова Б.А.оглы - Шекшуева А.Ю. обеспечено с использованием систем видеоконференц- связи.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного ответчика, прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Гусейнов Б.А.оглы является гражданином Азербайджанской Республики.
6 июля 2015 года гражданин Азербайджанской Республики Гусейнов Б.А.оглы осужден Свердловским районным судом г. Красноярска по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы.
1 июля 2019 года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение N 3287-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Азербайджанской Республики Гусейнова Б.А.оглы
На обращение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю по вопросу определения принадлежности к гражданству Азербайджанской Республики гражданина Гусейнова Б.А.оглы Генеральным Консульством Азербайджанской Республики в городе Екатеринбурге направлен ответ от 10 февраля 2020 года, из которого следует, что по результатам проведенной проверки, факт принадлежности гражданина Гусейнова Б.А.оглы к гражданству Азербайджанской Республики подтверждён и по завершении срока отбывания наказания на его имя будет выписано Свидетельство на возвращение в Азербайджанскую Республику.
13 июля 2020 года ГУ МВД России по Красноярскому краю принято решение о депортации Гусейнова Б.А.оглы Решение о депортации подлежит исполнению после отбытия Гусейновым Б.А.оглы наказания.
Гусейнов Б.А.оглы освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно 27 июля 2020 года.
27 июля 2020 года Гусейнов Б.А.оглы после освобождения из мест лишения свободы помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, сроком до 48 часов.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12).
Пункт 9 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суды, установив, что Гусейнов Б.А.оглы по освобождении из мест лишения свободы находится на территории Российской Федерации без законных на то оснований, документов, подтверждающих его право на проживание в Российской Федерации не имеет, в отношении него принято решение о нежелательности пребывания. Документы на выезд за пределы Российской Федерации для исполнения решения ГУ МВД России по Красноярскому краю о его депортации непосредственно после освобождения из мест лишения свободы отсутствуют, для проведения работы с консульским отделом Республики Азербайджан в Российской Федерации по документированию Гусейнова Б.А.оглы свидетельством на возвращение в Республику Азербайджан, решения финансовых вопросов, связанных с депортацией, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для помещения Гусейнова Б.А.оглы в Центр временного содержания иностранных граждан сроком до 29 октября 2020 года, указав, что срок содержания является разумным для решения вопросов, связанных с депортацией.
Выводы судов соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такая совокупность условий по административному делу судами не установлена.
Временное помещение иностранного гражданина Гусейнова Б.А.оглы, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Красноярскому краю требованиям закона не противоречит, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, требующих судебной защиты, по административному делу не представлено. Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого гражданина и не влечет нарушение прав.
Доводы кассационной жалобы о подаче административного иска неуполномоченным лицом, поскольку административное исковое заявление должно быть подписано руководителем территориального органа исполнительной власти в сфере миграции, не могут являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права, которые могли повлечь неправильные выводы суда.
В соответствии с частью 1 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей особенности принятия административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение, судья при поступлении заявления незамедлительно решает вопрос о принятии административного искового заявления к производству.
Принимая во внимание, что административное исковое заявление, с учетом особенностей, установленных статьей 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации незамедлительно принимается к производству суда, административное исковое заявление было подано представителем уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции - Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю, представившим надлежащим образом оформленную доверенность, предусматривающую полномочие на подписание административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, представитель указанного органа принимал участие в рассмотрении дела в суде, административное исковое заявление было обоснованно принято судом к рассмотрению и требования разрешены по существу.
Судебная коллегия кассационного суда полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Березовского районного суда Красноярского края от 29 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 17 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.