Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриева О.С., рассмотрев гражданское дело N 38MS0043-01-2019-006228-36 по иску Рамазановой Ларисы Вениаминовны, Рамазанова Сергея Мирзаховича к обществу с ограниченной ответственностью "Авиационно-транспортное агентство" о взыскании денежной суммы за железнодорожные билеты, компенсации морального вреда, почтовых расходов
по кассационной жалобе Рамазановой Ларисы Вениаминовны и Рамазанова Сергея Мирзаховича на решение мирового судьи судебного участка N 43 Центрального района г. Братска Иркутской области от 29 января 2020 г. и апелляционное определение Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2020 г.
установила:
Рамазанова Л.В. и Рамазанов С.М. обратились в суд с иском к ООО "Авиационно-транспортное агентство" о взыскании денежной суммы за железнодорожные билеты, компенсации морального вреда, почтовых расходов.
Требования мотивированы тем, что 28.06.2019 Рамазанова Л.В. и Рамазанов С.М. через ООО "Авиационно-транспортное агентство" приобрели железнодорожные билеты N на поезд дальнего следования N сообщением "Анзеби-Якутский" с датой отправления 25.07.2019 в 05.33 час. местного времени.
Для уточнения времени прибытия поезда на ст.Анзеби Рамазанова Л.В. 25.07.2019 в 00.30 час. позвонила дежурной по вокзалу ст. Падунские пороги, которая пояснила, что добраться до г.Якутск по приобретенным билетам невозможно, так как указанное направление "Якутский" не является станцией прибытия в г.Якутск. За пять часов до отправления поезда с участием дежурной по вокзалу они не смогли подобрать возможный маршрут для прибытия в необходимую им точку прибытия - г.Якутск.
25.07.2019 около 13.00 час. истцы обратились к ответчику о возврате неиспользованных железнодорожных билетов и выплате полной стоимости проездных билетов в сумме 14847, 40 руб, ссылаясь на то, что им продали железнодорожные билеты не на то направление, тогда как им необходимо было следовать именно до г. Якутск, с учетом открытия новой станции, маршрута поездов с середины июля 2019 года. В обмене билетов или в возврате 100% стоимости билетов им было отказано.
26.07.2019 истцами на имя генерального директора ООО "Авиационно-транспортное агентство" подана претензия с требованием о возврате в течение 10 дней стоимости купленных и неиспользованных железнодорожных билетов. В ответе на претензию указано об отказе в ее удовлетворении.
Рамазанова Л.В. просила взыскать с ООО "Авиационно-транспортное агентство" денежную сумму за железнодорожные билеты - 7203, 70 руб, расходы за оплату услуг по оформлению железнодорожных билетов - 440 руб, почтовые расходы - 395, 04 руб, компенсацию морального вреда - 5000 руб.
Рамазанов С.М. просил взыскать с ООО "Авиационно-транспортное агентство" денежную сумму за железнодорожные билеты - 7203, 70 руб, компенсацию морального вреда - 5000 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 43 Центрального района г. Братска Иркутской области от 29 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2020 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Рамазанова Л.В. и Рамазанов С.М. просят судебные постановления отменить. В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что ошибка произошла по вине кассира, которая при оформлении транспортных билетов не отнеслась с должной внимательностью к оформлению билетов, не поняла необходимость запрашиваемого истцами маршрута, постоянного отвлекаясь на сторонние разговоры, также допустила ошибки при оформлении билетов в написании фамилии и отчества истца.
Считают необоснованным вывод судов о том, что истцы не представили доказательств того, что действиями ответчика они были введены в заблуждение относительно станции назначения поезда дальнего следования. Так, истцы предоставляли информацию о том, что посредством СМИ и интернет оповещения сообщалось, что с середины июля 2019 года стало возможным железнодорожное сообщение с г. Якутск. Кроме того, была предоставлена информация и доказательство в виде справок о том, что именно кассир Гуща А.В. невнимательно отнеслась к пассажирам при приобретении ими билетов.
Полагают, что суд должен был определить, что именно ответчик не выполнил свою обязанность по обеспечению истцов как пользователя услуг железнодорожного транспорта необходимой и достоверной информацией своевременно и в полном объеме, которая была необходима истцам для благополучной поездки в нужном им направлении, чем нарушил права истцов как потребителей.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки железнодорожным транспортом судом не было установлено.
Законность судебных постановлений проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (часть 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Предусмотренных законом оснований для изменения или отмены в кассационном порядке решения мирового судьи и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 83 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Проездные документы (билеты) в поезда дальнего следования приобретаются по тарифам, предусматривающим условие о получении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), либо по тарифам, не предусматривающим такого условия. При этом условие о неполучении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) предусматривается перевозчиком в отношении тарифов, регулирование которых не отнесено законодательством Российской Федерации к полномочиям федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. При наличии установленного перевозчиком тарифа, предусматривающего условие о неполучении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета), лицо, приобретающее проездной документ (билет) в поезд дальнего следования, самостоятельно определяет, по какому из предложенных ему тарифов будет оформлен такой проездной документ (билет).
Согласно пункту 87 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 г. N 473, пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования) при возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в билетную кассу станции посадки пассажира при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28 июня 2019 г. Рамазанова Л.В. и Рамазанов С.М. через ООО "Авиационно-транспортное агентство" приобрели железнодорожные билеты N на поезд дальнего следования N сообщением "Анзеби-Якутский" с датой отправления 25.07.2019 в 05.33 час. местного времени.
25.07.2019 около 13.00 час. истцы обратились к ответчику о возврате неиспользованных железнодорожных билетов и выплате полной стоимости проездных билетов в сумме 14847, 40 руб, ссылаясь на то, что им продали железнодорожные билеты не на то направление, тогда как им необходимо было следовать именно до г. Якутск, с учетом открытия новой станции, маршрута поездов с середины июля 2019 года. В обмене билетов или в возврате 100% стоимости билетов им было отказано.
Из ответа ООО "Авиационно-транспортное агентство" следует, что 25.07.2019 в 13.00 часов пассажиры Рамазанова Л.В, Рамазанов С.М. обратились к старшему кассиру Шевченко Е.В. с просьбой вернуть денежные средства за приобретенные билеты по маршруту "Анзеби-Якутский" и обратно в полном размере без удержаний. Старший кассир, проверив билеты и выяснив, что поезд по направлению "Анзеби-Якутский" ушел в 05.33 час. утра по местному времени, для срочной сдачи билетов отправила пассажиров к кассиру Гуща А.В, на что от пассажиров поступил отказ. 02.08.2019 истцы оформили возврат билетов по маршруту "Якутский-Анзеби".
26.07.2019 истцами на имя генерального директора ООО "Авиационно-транспортное агентство" подана претензия с требованием о возврате в течение 10 дней стоимости купленных и неиспользованных железнодорожных билетов. В ответе на претензию указано об отказе в ее удовлетворении.
Разрешая спор, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", исходил из того, что доказательств возврата в течение 12 часов с момента отправления поезда неиспользованных истцами железнодорожных билетов по направлению "Анзеби-Якутский" суду не представлено. Истцам в момент оформления железнодорожных билетов разъяснялось об отсутствии железнодорожного сообщения до г. Якутск, вся информация об услуге по перевозке пассажиров была доведена до сведения истцов в железнодорожных билетах, которые они приобрели за месяц до дня отправления поезда и в которых имеются все сведения, установленные пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473, в том числе, сведения о станциях отправления и назначения маршрута следования пассажира, а также, приняв во внимание отсутствие доказательств введения истцов в заблуждение относительно станции назначения (отправления) поезда дальнего следования, ненадлежащее выполнение ими обязанности по проверке правильности указанной в билетах информации, суд отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы истцов о том, что именно действиями ответчика они были введены в заблуждение относительно станции назначения поезда дальнего следования, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из имеющихся материалов дела следует, что истцам разъяснялось об отсутствии железнодорожного сообщения до г. Якутск. Информация об услуге по перевозке пассажиров была доведена до истцов в приобретенных железнодорожных билетах. Правом возврата неиспользованного билета истцы не воспользовались, явившись в кассу ООО "Авиационно-транспортное агентство" в течении 12 часов с момента отправления поезда, неиспользованные железнодорожные билеты не сдали, утратив право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи (за исключением сбора за резервирование мест в поезде дальнего следования).
Несогласие истцов с выводами судов первой и апелляционной инстанций не может служить основанием к отмене судебных постановлений, поскольку основано на переоценке исследованных судом доказательств, не свидетельствует о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении либо неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу части 1 статьи 379.7 ГПК РФ могло бы служить основанием к отмене судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
решение мирового судьи судебного участка N 43 Центрального района г. Братска Иркутской области от 29 января 2020 г. и апелляционное определение Братского городского суда Иркутской области от 17 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рамазановой Л.В. и Рамазанова С.М. - без удовлетворения.
Судья: О.С. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.