Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-42/2020 (N) по иску прокурора города Бийска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска", Министерству социальной защиты Алтайского края о возложении обязанностей
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Бийска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска", Министерству социальной защиты Алтайского края о возложении обязанностей.
В обоснование исковых требований истец прокурор г. Бийска указал на то, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска".
КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг в полустационарной, стационарной форме социального обслуживания на дому в отношении граждан, признанных нуждающимися в данных формах социального обслуживания, по "адрес" в "адрес".
Структурными подразделениями КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" является отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, расположенное по адресу: "адрес", отделение организации социально-психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса для детей и членов их семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, расположенное по адресу: "адрес"; отделение по предоставлению мест временного проживания женщинам с детьми, находящимся в социально-опасном положении, расположенное по адресу: "адрес".
Истец указывает на то, что проверкой, экспертным исследованием выявлено, что в помещениях КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" по указанным адресам имеются несоответствия требованиям действующего законодательства.
На помещения, занимаемые КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска", его структурными отделениями, распространяются требования правовых норм, в силу которых оно должно быть приспособлено для доступа инвалидов, поскольку положения закона необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер.
Учредителем КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" является Министерство труда и социальной защиты Алтайского края.
В этой связи Министерство социальной защиты Алтайского края, по мнению истца, обязано принимать меры по финансированию мероприятий по устранению нарушений законодательства о социальной защите населения.
С учетом уточнения требований истец просил признать бездействие ответчика КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещениях по "адрес", "адрес", "адрес" и "адрес" в "адрес", незаконным; возложить на ответчика КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" обязанность по произведению следующих работ:
- привести лестницы в помещениях по "адрес", "адрес" в "адрес" и "адрес" в "адрес" в соответствие с требованиями пункта 4.1.12 СНиП 35-01-2001 от 27 декабря 2011 г.;
- боковые края ступеней на лестницах структурных отделений, расположенных по "адрес", "адрес", "адрес" в "адрес" сделать закругленными, поверхность ровной в соответствии с пунктом 5.2.9 СНиП 35-01-2001 от 27 декабря 2011 г. и пунктом 6.2.8 СНиП 35-01-2001 от 14 ноября 2016 г.;
- увеличить размеры входных площадок при входе в помещения Комплексного центра, расположенные по "адрес" в "адрес" до установленных пунктом 5.1.3 СП 59.13330.2012;
- привести входные двери, ведущие из тамбура в нежилое помещение по "адрес" в "адрес" в соответствие с пунктом 5.1.4 СП 59.13330.2012 в части ширины входной двери и пунктом 5.2.4 СП 59.13330.2012 в части ширины проема в помещение, где осуществляется прием граждан; по "адрес", "адрес" в "адрес" в соответствие с пунктом 5.2.4 СП 59.13330.2012 в части нанесения контрастной окраски;
- привести высоту порога в зданиях по "адрес", "адрес" в "адрес" на пути движения в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 СП 59.13330.2012;
- изменить ширину между поручнями пандуса, уклон пандуса и высоту одного подъема последнего на входе в помещение по "адрес" в соответствие с пунктом 4.1.14, пунктом 5.2.13 СП 59.13330.2012;
- увеличить площадь помещения для индивидуального приема посетителей по "адрес" в "адрес" до норматива, утвержденного пунктом 7.1.13 СП 59.13330.2012;
- оборудовать здания по "адрес", пер. Коммунарский, 33, "адрес" в "адрес" предупреждающей информацией для инвалидов в соответствии с пунктами 5.5.2, 5.5.3, 5.5.4 СНиП 35-01-2001 от 27.12.2011 и пунктами 3.40, 6.5.4 СНиП 35-01-2001 от 14 ноября 2016 г.;
- оборудовать здания по "адрес", "адрес", "адрес" в "адрес" мнемосхемами в соответствии с п. 7.1.8 СП 59.13330.2012;
- оборудовать помещения по "адрес" "адрес" в "адрес" уборными, соответствующими требованиям пунктами 6.3.1, 5.3.3 СП 59.13330.2012;
- обеспечить наличие кнопки вызова персонала учреждений на входе в здания по "адрес" в "адрес".
Возложить на ответчика Министерство социальной защиты Алтайского края обязанность по выделению денежных средств КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" с целью выполнения вышеуказанных работ в КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения "адрес"" по адресам: "адрес", пер. Коммунарский, 33, "адрес" и "адрес" в "адрес".
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 14 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 мая 2020 г, постановлено исковые требования прокурора города Бийска, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить:
признать бездействие КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения "адрес"" по созданию условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в помещения по "адрес", пер. Коммунарский, 33, "адрес" и "адрес" в "адрес", незаконным.
Возложить на КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обязанность по произведению следующих работ:
- привести лестницы в помещениях по "адрес" в "адрес" и "адрес" в "адрес" в соответствие с требованиями пунктом 4.1.12 СНиП 35-01-2001 от 27 декабря 2011 г.;
- боковые края ступеней на лестницах структурных отделений, расположенных по "адрес", "адрес" "адрес" в "адрес" сделать закругленными, поверхность ровной в соответствии с пунктом 5.2.9 СНиП 35-01-2001 от 27 декабря 2011 г. и пунктом 6.2.8 СНиП 35-01-2001 от 14 ноября 2016 г.;
- увеличить размеры входных площадок при входе в помещения Комплексного центра, расположенные по "адрес" в "адрес" до установленных пунктом 5.1.3 СП 59.13330.2012;
- привести входные двери, ведущие из тамбура в нежилое помещение по "адрес" в "адрес" в соответствие с пунктом 5.1.4 СП 59.13330.2012 в части ширины входной двери и пунктом 5.2.4 СП 59.13330.2012 в части ширины проема в помещение, где осуществляется прием граждан; по "адрес", "адрес" в "адрес" в соответствие с пунктом 5.2.4 СП 59.13330.2012 в части нанесения контрастной окраски;
- привести высоту порога в зданиях по "адрес", "адрес" в "адрес" на пути движения в соответствие с требованиями пункта 5.2.4 СП 59.13330.2012;
- изменить ширину между поручнями пандуса, уклон пандуса и высоту одного подъема последнего на входе в помещение по "адрес" в "адрес" в соответствие с пунктами 4.1.14, 5.2.13 СП 59.13330.2012;
- увеличить площадь помещения для индивидуального приема посетителей по "адрес" в "адрес" до норматива, утвержденного пунктом 7.1.13 СП 59.13330.2012;
- оборудовать здания по "адрес", "адрес", "адрес" в "адрес" предупреждающей информацией для инвалидов в соответствии с пунктами 5.5.2, 5.5.3, 5.5.4 СНиП 35-01-2001 от 27 декабря 2011 г. и пунктами 3.40, 6.5.4 СНиП 35-01-2001 от 14 ноября 2016 г.;
- оборудовать здания по "адрес", "адрес" "адрес" в "адрес" мнемосхемами в соответствии с пунктом 7.1.8 СП 59.13330.2012;
- оборудовать помещения по "адрес", "адрес" в "адрес" уборными, соответствующими требованиям пунктов 6.3.1, 5.3.3 СП 59.13330.2012;
- обеспечить наличие кнопки вызова персонала учреждений на входе в здания по "адрес" в "адрес".
Возложить на Министерство социальной защиты Алтайского края обязанность по выделению денежных средств КГБСУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" с целью выполнения вышеуказанных работ по адресам: "адрес", "адрес" "адрес" и "адрес" в "адрес".
Министерством социальной защиты Алтайского края подана кассационная жалоба, в которой содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений как незаконных. Заявитель полагает, что в данном случае судебными инстанциями не было принято во внимание установление переходного периода для поэтапного создания безбарьерной среды с учетом возможностей бюджетов и в рамках долгосрочных "дорожных карт" улучшения показателей ее доступности, установление в действующем законодательстве требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. Кассатор полагает, что судом не учтено принятие ответчиком необходимых мер по обеспечению доступа маломобильных групп населения в указанные в решении помещения, отсутствие дополнительных ассигнований на проведение указанных мероприятий.
Прокурором прокуратуры Алтайского края, участвующим в деле, принесены возражения на кассационную жалобу.
Представители ответчиков, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ТСН "Восточное", ООО "Агат", ООО "Сибэком", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг в полустационарной, стационарной форме социального обслуживания на дому в отношении граждан, признанных нуждающимися в данных формах социального обслуживания, по адресу: "адрес".
Структурными подразделениями КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения "адрес"" является отделение социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" отделение организации социально-психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса для детей и членов их семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, расположенное по адресу: "адрес"; отделение по предоставлению мест временного проживания женщинам с детьми, находящимся в социально-опасном положении, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно пункту 3.2 Устава КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" предметом деятельности учреждения является предоставление социальных услуг в полустационарной, стационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому в отношении граждан, признанных нуждающимися в данных формах социального обслуживания, путем оказания им необходимых социальных услуг с учетом индивидуальной потребности.
Основной целью деятельности (создания) учреждения является обеспечение реализации прав граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Прокуратурой г. Бийска 7 июня 2019 г. проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска", в результате которой были выявлены нарушения в части создания беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (далее - МГН) в помещения, в которых КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска" оказывает соответствующие услуги.
Согласно экспертному заключению АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N от 25 ноября 2019 г. в помещениях по "адрес", "адрес" "адрес" и "адрес" в "адрес" имеются нарушения требований пунктов 4.1.12, 5.2.9, 5.5.2, 5.5.3, 5.5.4 СНиП 35-01-2001 от 27 декабря 2011 г.; пунктов 3.40, 6.2.8, 6.5.4 СНиП 35-01-2001 от 14 ноября 2016 г, пунктов 4.1.14, 5.1.3, 5.1.4. 5.2.4, 5.2.13, 7.1.8, 7.1.13, СП 59.13330.2012, которые являются технически устранимыми.
Разрешая исковые требования прокурора, которые с учетом выводов строительно-технической экспертизы направлены исключительно на выполнение ответчиком работ по восстановлению поверхностей лестниц, увеличению размеров входных площадок, исключающих создание препятствий для указанной группы населения в доступе в структурные подразделения Центра, приведение в соответствии с требованиями законодательства входных дверей в части ширины проемов, высоты порогов, оборудования уборной, мнемосхемой, предупреждающей информацией, суд первой инстанции исходил из положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и с учетом характера допущенных ответчиком нарушений, возможности их устранения без проведения работ по реконструкции помещений, расположенных в многоквартирных домах, пришел к обоснованному выводу о законности требований прокурора г.Бийска.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и суда апелляционной инстанций.
Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" требования данного документа должны учитываться при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. ? В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений ?следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Доводы кассационной жалобы о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что план мероприятий учреждения на 2019 - 2030 годы не содержит указание на выполнение работ, возложенных судом в указанных помещениях, за исключением оснащения оборудованием, обеспечивающим дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации в помещениях по адресу: "адрес" и "адрес" в "адрес".
При этом, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности устранения выявленных нарушений.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков соответствующих обязанностей по устранению указанных препятствий для маломобильных групп населения в указанных помещениях.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии финансирования на указанные цели подлежат отклонению, поскольку отсутствие финансирования не освобождает ответчиков от исполнения обязанностей, возложенных судом.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 14 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.