Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N2-1309/2020 (УИД 22RS0068-01-2020-000336-45) по иску прокурора Ленинского района города Барнаула в интересах Юферовой Р.Г. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки
по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Раужина Е.Н, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей кассационные жалобы, не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Ленинского района города Барнаула в интересах Юферовой Р.Г. обратился в суд с настоящим иском к КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Юферова Р.Г. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты". С 1 апреля 2008 г. по 31 декабря 2016 г. истцу предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по реестру, сформированному на оснований сведений организаций, осуществляющих начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и сведений сегментов федерального и краевого регистров лиц, имеющих право на государственную и социальную помощь, без истребования документов, по льготному основанию "ветеран труда" на оплату жилого помещения и по льготному основанию "инвалид "данные изъяты"".
С 1 января 2017 г. по настоящее время Юферовой Р.Г. выплата ежемесячной денежной компенсации предоставляется только по основанию "инвалид 2 группы", выплата ежемесячной денежной компенсации по основанию "ветеран труда" прекращена на основании статьи 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
По мнению прокурора, в силу буквального толкования положения статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" в редакции закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, данная норма распространяются на граждан, относящихся к нескольким категориям по законодательству Алтайского края. Следовательно, с 1 января 2017 г. право на получение неодинаковых мер социальной поддержки по нескольким основаниям прекратилось у граждан, имеющих именно на основании законодательства Алтайского края два и более льготных основания для получения мер социальной поддержки. Вместе с тем, Юферова Р.Г. имеет два льготных основания, предусмотренных федеральным законодательством (инвалид и ветеран труда).
Таким образом, действия ответчика по прекращению с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Юферовой Р.Г. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану, являются незаконными. Получение данной меры социальной поддержки гарантировано ей как ветерану труда Алтайского края Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС.
Прокурор просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Барнаулу, выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Юферовой Р.Г. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов"; обязать ответчика возобновить с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставление Юферовой Р.Г. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС; обязать ответчика произвести выплату Юферовой Р.Г. денежных средств в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС за период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Протокольным определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 февраля 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г. исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Юферовой Р.Г. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
На КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" возложена обязанность предоставить Юферовой Раисе Григорьевне меры социальной поддержки путем выплаты денежных средств в счет денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" за период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2020 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г. оставлено без изменения.
Представителями Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края поданы кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как незаконных и принятии нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований.
На кассационные жалобы прокурором, участвовавшим в деле, принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Юферова Р.Г, представители ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Юферова Р.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда и инвалидом "данные изъяты"
Юферова Р.Г. проживает по адресу: "адрес".
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Юферова Р.Г. с 1 января 2017 г. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (взнос на капитальный ремонт, водоотведение, водоотведение ОДН, горячее водоснабжение (вода, подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода), горячее водоснабжение ОДН (вода, подогрев), отопление (центр. без ПУ), холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение (эл. плита), электроснабжение ОДН).
На основании положений Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" как ветеран труда до 1 января 2017 г. истец являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения.
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Юферовой Р.Г. прекращена в связи с вступлением в силу Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что по состоянию на 1 января 2017 г, Юферова Р.Г. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), данные основания не относятся одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной поддержки, пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по прекращению предоставления Юферовой Р.Г. с 1 января 2017 г. мер социальной поддержки на основании пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, как ветерану труда.
Принимая во внимание пункт 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Юферова Р.Г. со 2 ноября 2018 г. имеет право на предоставление мер социальной поддержки или как инвалид, или как ветеран труда по своему выбору, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность предоставить Юферовой Р.Г. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и соответствуют исследованным судом доказательствам.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 10 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий на территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов").
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуг и, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г.) при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставлялась по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1 января 2017 г. вступил в силу Закон Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан" (далее - Закон Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС), в котором пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" изложен в новой редакции "гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством".
Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, положение о том, что меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям только по законодательству Алтайского края.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, внесены изменения в ст. 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно данной статьи в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суды пришли к правомерному выводу, что ограничения установленные пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, распространяются на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены законодательством Алтайского края.
Вместе с тем, поскольку по состоянию на 1 января 2017 г. Юферова Р.Г. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относилась, она имела право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Таким образом, доводы кассационных жалоб о неправильном применении судами норм материального права и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, фактически направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права и установленные судебными инстанциями фактические обстоятельства дела, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Ссылки в кассационных жалобах на судебную практику по аналогичным делам не имеют правового значения, поскольку такие судебные акты не имеют отношения к рассматриваемому спору, были приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем преюдициального значения для разрешения настоящего дела не имеют.
В кассационных жалобах не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда, и нуждающихся в дополнительной проверке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.