Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1060/2019; N 24RS0027-01-2019-000977-35 по иску Порхун Елены Владимировны к Управлению социальной защиты населения администрации Кежемского района о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" федерального значения, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" федерального значения, по кассационной жалобе Порхун Елены Владимировны на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 25 декабря 2019г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Порхун Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Кежемского района о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" федерального значения, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" федерального значения.
Требования мотивированы тем, что с 1977 года она осуществляет трудовую деятельность в сфере педагогики. За период работы в сфере образования неоднократно поощрялась за высокие профессиональные качества, многолетний добросовестный труд в сфере образования. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 июня 2017 г. N/к-н она награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации за значительные заслуги в сфере образования, воспитания детей и молодежи и многолетний добросовестный труд.
8 ноября 2017 г. она обратилась к ответчику по вопросу присвоения ей звания "Ветеран труда" федерального значения.
10 ноября 2017 г. ей дан ответ об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", со ссылкой на то, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации на данный момент не дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Истец считает данный ответ незаконным, ввиду того, что она имеет необходимый трудовой стаж - более 28 лет в сфере образования, а имеющаяся у нее ведомственная награда в совокупности с этим стажем - на момент издания и подписания Почетной грамоты дают ей право на присвоение звания "Ветеран труда" и получение соответствующего удостоверения.
Просила суд признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения администрации Кежемского района в присвоении звания "Ветеран труда" федерального значения. Признать право на присвоение звания "Ветеран труда" федерального значения и возложить на ответчика обязанность присвоить соответствующее звание с выдачей удостоверения.
Решением Кежемского районного суда Красноярского края от 25 декабря 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2020 г, постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Порхун Елены Владимировны к Управлению социальной защиты населения администрации Кежемского района о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" федерального значения, признании права на присвоение данного звания и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" федерального значения - отказать в полном объеме".
В кассационной жалобе истец Порхун Е.В. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Порхун Е.В. приказом N от 5 июня 2017 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд (л.д.20).
Порхун Е.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Кежемского района Красноярского края с заявлением на присвоение ей звания "Ветеран труда".
Уведомлением Управления социальной защиты населения администрации Кежемского района Красноярского края от 26 октября 2017 г. отказано в присвоении звания "Ветеран труда", в связи с непредставлением всех необходимых документов для получения звания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Приложением N 1, 2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 1223 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" как в редакции от 26 сентября 2016 г, так и в редакции от 21 июля 2017 г, исходил из того, что поскольку Почетная грамота как ранее, так и в настоящее время является одной из форм поощрения и общественного признания достижений работника, относится к ведомственным наградам Министерства образования и науки Российской Федерации, не дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", то отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска и присвоения требуемого звания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судебных инстанций соответствующими требованиям норм материального и процессуального права, и установленным по делу обстоятельствам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
В соответствии со статьей 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", введенному в действие с 1 июля 2016 г. на основании Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение положений пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" (вместе с "Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия") (далее по тексту также Постановление N 578 от 25 июня 2016 г.).
В силу подпункта "а" пункта 2 указанного Постановления N 578, федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда".
Исходя из пункта 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, дающий право на присвоение названного звания.
Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (в редакции от 1 июня 2017 г.) Министр образования и науки Российской Федерации учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Министерство образования и науки Российской Федерации, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки за счет средств бюджета ветеранов труда, в том числе порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, в Приказе N 1223 от 26 сентября 2016 г. определило перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Так, в силу положения пункта 1.1 приложения N 1 к Приказу N 1223 от 26 сентября 2016 г. ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда" является лишь - Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - знак отличия).
В то время как Почетная грамота относится к общему перечню ведомственных наград и в силу пункта 1.2 приложения N 2 Приказа N 1223 является формой поощрения и общественного признания достижений лиц, указанных в настоящем Положении.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции, установив, что в смысле положений Приказа N 1223 от 26 сентября 2016 г. Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не является ведомственным знаком отличия в труде, который давал основание для присвоения звания "Ветеран труда", обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований, с чем также правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы Порхун Е.В. о том, что приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 1223, давал ей право на получение звание "Ветеран труда" федерального значения до внесения изменений 19 июня 2017 г, и что судебные инстанции необоснованно руководствовались положениями Приказа N 1223 в редакции от 19 июня 2017г, вступившей в силу с 21 июля 2017 г, то есть после издания Приказа от 5 июня 2017г. о награждении Порхун Е.В. Почетной грамотой, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм права, повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не наделен, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кежемского районного суда Красноярского края от 25 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Порхун Елены Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.