Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 80RS0001-01-2019-001088-68 (N2-841/2019) по иску Хандаевой Цырегмы к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края об установлении факта инвалидности, по кассационной жалобе Хандаевой Цырегмы на решение Агинского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Х.Ц. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края об установлении факта инвалидности.
В обосновании требований указала, что 26 марта 2019 г. она получила ответ от комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов о том, что при рассмотрении ее документов на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем, ей в предоставлении указанной меры социальной поддержки было отказано, в связи с тем, что документ, подтверждающий установление ей группы инвалидности до 1 января 2005 г. не представлен. Она считает такой отказ незаконным.
После смерти супруга истец проживала у своих детей, не имея собственного жилья, и до настоящего времени проживает у дочери по адресу: "адрес".
Просила суд признать ее вставшей на учет в улучшении жилищных условий с 10 мая 2003 г, установить факт подтверждающий наступление у нее инвалидности 10 мая 2003 г, что даст ей право на улучшение жилищных условий, путем получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вставшей на учет до 1 января 2005 г.
Решением Агинского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Х.Ц. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 июля 2020 г. решение Агинского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2019 г. оставлено без изменения.
Х.Ц. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятых судебных актов, как незаконных. В дополнениях к кассационной жалобе указала, что она имеет статус Ветерана Великой Отечественной войны и соответственно имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку отсутствуют основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением жилищной комиссии при администрации муниципального образования "Судунтуй" Агинского района Забайкальского края от 10 мая 2003 г. N по заявлению от 3 апреля 2003 г. N Х.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида N, принято решение о постановке ее на учет в улучшении жилищных условий по категории "инвалид" (л.д.15, оборот).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 20 марта 2019 г. N истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем на основании подп. 1 п. 15 Порядка и Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением документа, подтверждающего установление ей группы инвалидности до 1 января 2005 г. (письмо Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 26 марта 2019 г. N).
Судами также установлено, что Х.Ц. в период до 21 марта 2005 г. в органы медико-социальной экспертизы с вопросом установления инвалидности не обращалась, что подтверждается материалами дела.
Согласно ответу ФКУ "ГБ МСЭ по Забайкальскому краю" Минтруда России от 22 октября 2019 г. N, предоставить сведения об установлении факта, наступления инвалидности по состоянию на 10 мая 2003 г. в отношении Хандаевой Цырегмы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не представляется возможным, в связи с отсутствием вышеуказанных сведений в Федеральном казенном учреждении "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Забайкальскому краю" Минтруда России.
В Книге протоколов заседаний медико-социальной экспертизы имеется запись N Протокол N заседания МСЭ от 21 марта 2005 г. об установлении Хандаевой Цырегме, ДД.ММ.ГГГГ, первично "данные изъяты" инвалидности бессрочно.
Книгой учета выданных бланков справок МСЭ имеется запись от 24 марта 2005 г. N о выдаче Хандаевой Цырегме. справки ВТЭК N об установлении первично "данные изъяты" инвалидности бессрочно, на основании Акта освидетельствования ВТЭК N.
Согласно действующим региональным базам данных истец является получателем страховой пенсии по старости с 30 мая 1980 г, ежемесячной денежной выплаты по категории "инвалид "данные изъяты"" с 11 ноября 2005 г, согласно выписке из акта освидетельствования гражданина признанного инвалидом серии МСЭ-2004 от 21 марта 2005 г. N, Хандаева Цырегма, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом "данные изъяты" бессрочно (ответ ОПФ РФ по Забайкальскому краю от 22 октября 2019 г. N).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для установления факта наличия инвалидности у Х.Ц. в период, ранее 2005 года, что давало бы ей право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета жильем, не имеется. Истец была поставлена на учет 10 мая 2003 г. без документального подтверждения установления ей 3 группы инвалидности.
Судебная коллегия Забайкальского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что решение вопросов признания лиц инвалидами входит в исключительную компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы, и установление инвалидности осуществляется либо по направлению соответствующей медицинской организации, либо по заявлению гражданина(его законного представителя). Истица Х.Ц. в период до 21 марта 2005 г. в органы медико-социальной экспертизы с вопросом установления инвалидности не обращалась. Доказательств иного суду не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
В силу ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Х.Ц. просила установить факт наступления у нее инвалидности 10 мая 2003 г, полагая, что установление такого факта даст ей право на улучшение жилищных условий, для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, как лица, вставшего на соответствующий учет до 1 января 2005 г.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Забайкальского края меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов предоставляются в соответствии с Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N 106-ЗЗК "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае" (далее - Закон края).
Законом края установлено, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем для граждан, указанных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 16 марта 2010 г. N 109 "О некоторых мерах по реализации Закона Забайкальского края "О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае" (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность гражданам осуществляется Министерством в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период, источником которых являются субвенции федерального бюджета.
Единовременная денежная выплата предоставляется в соответствии с реестром ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г... Формирование реестра осуществлялось Министерством на основании списков граждан, сформированных органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее также - Правила), действующие на момент рассмотрения настоящего дела.
Согласно п. 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил в случае признания лица инвалидом датой установления инвалидности является день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя)(п. 15 Правил).
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Как правильно указали суды, Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965, и действовавшим до 7 марта 2006 г, был предусмотрен аналогичный порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу: гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения(п. 7), в случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности (п.11).
Из содержания вышеприведенных норм следует, что решение вопросов признания лиц инвалидами входит в исключительную компетенцию учреждений медико-социальной экспертизы, и установление инвалидности осуществляется либо по направлению соответствующей медицинской организации, либо по заявлению гражданина (его законного представителя).
Установив, что истец была поставлена на учет в 2003 г. по категории "инвалид" без документального подтверждения, суды пришли к правильному выводу о том, что устранить указанное обстоятельство путем установления факта инвалидности по состоянию на 2003 г. в силу указанных норм права не представляется возможным. Отсутствие документа, подтверждающего установление инвалидности на момент постановки на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, повлекло отказ в предоставлении соответствующих мер социальной поддержки.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец в силу своих заболеваний имела право на установление инвалидности в 2003 г, обращалась без соответствующего направления в бюро МСЭ Читинской области в 2004 г, где ей разъяснили необходимость предоставления соответствующего направления, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку суды пришли к правильному выводу о том, что действующим законодательством в указанный период был установлен определенный порядок для подтверждения инвалидности, который истцом соблюден не был. Установление такого факта в судебном порядке невозможно, поскольку он устанавливается в ином (вышеуказанном) порядке.
Доводы истца о том, что она имеет право на получение мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий, поскольку состоит на учете с 2003 г, инвалидность подтверждена в марте 2005 г, сводятся к субъективному изложению фактических обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Доводы кассатора о том, что она имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, как ветеран Великой Отечественной войны, не может послужить основанием для отмены судебных актов, поскольку предметом рассмотрения в судах это обстоятельство не являлось, на учет истец была поставлена как инвалид "данные изъяты"
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанции в ходе разбирательства дела не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Агинского районного суда Забайкальского края от 23 декабря 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Х.Ц. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.