Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-963/2020 (УИД: 02RS0006-01-2020-001243-43) по иску Ухановой Елены Аркадьевны к администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай о признании права на получение социальной выплаты, об обязании восстановить на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о признании членом семьи, об определении размера субсидии, по кассационной жалобе Ухановой Елены Аркадьевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 9 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 26 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Уханова Елена Аркадьевна (далее - Уханова Е.А, истец) обратилась с иском к администрации муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (далее - администрации муниципального образования "Улаганский район", ответчик) о признании права на получение социальной выплаты, об обязании восстановить на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о признании членом семьи, об определении размера субсидии.
В обоснование заявленных требований Уханова Е.А. указала, что на основании постановления администрации муниципального образования "Улаганский район" от 21 декабря 2007 г. N поставлена на учет в список граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для улучшения жилищных условий, в категорию "Пенсионеры" составом семьи 2 человека вместе с супругом.
В 2013 году Уханова Е.А. поменяла фамилию "Герасимова" на свою девичью "Уханова".
Каждый год Уханова Е.А. проходила в администрации муниципального образования "Улаганский район" перерегистрацию.
21 марта 2019 г. Уханова Е.А. обратилась в администрацию муниципального образования "Улаганский район" с заявлением об исключении из состава семьи супруга Герасимова М.И, поскольку на тот момент расторгли брак, перестали проживать вместе и вести совместное хозяйство. Администрация муниципального образования "Улаганский район" исключила из состава семьи Ухановой Е.А. бывшего супруга.
Постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" от 9 апреля 2020 г. N Уханова Е.А. снята из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по пп. "д" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, поскольку на момент нахождения в очереди имела жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" от 21 сентября 2007 г. N установлена учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, в размере 11 кв.м, общей площади на одного члена семьи.
Обращаясь с иском в суд, Уханова Е.А. ссылалась на то, что наличие в собственности жилого помещения, площадью 16.7 кв.м. на состояние нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Ухановой Е.А. не повлияло, поскольку в то время состояла на учете вместе с супругом Герасимовым М.И. С учетом общей площади помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, доля на одного человека составляла всего 8, 35 кв.м. (16, 7:2=8, 35, ), что меньше установленной учетной нормы по месту нахождения объекта недвижимости. О приобретении жилья и его продаже сообщала специалисту администрации муниципального образования "Улаганский район", работавшей в то время с данной федеральной целевой программой, сокрытия информации не было. С Герасимовым М.И. снова проживают совместно по адресу: "адрес", и ведут общее совместное хозяйство, проживают совместно более 36 лет.
Уханова Е.А, просила суд признать право состоять в очереди на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в списках граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на 2020 год, обязать администрацию муниципального образования "Улаганский район" восстановить на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по категории "пенсионеры" составом семьи 2 человека с даты постановки на учет - с 21 декабря 2007 г, признать членом семьи Герасимова М.И, включить Герасимова М.И. в состав семьи для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, определить размер предоставляемой субсидии с вычетом кадастровой стоимости, отчужденного жилого помещения.
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 9 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 26 августа 2020 г, исковые требования Ухановой Е.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ухановой Е.А. ставится вопрос об отмене решения Улаганского районного суда Республики Алтай от 9 июня 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 26 августа 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Уханова Е.А, представитель ответчика администрации муниципального образования "Улаганский район", представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства регионального развития Республики Алтай, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Герасимов М.И, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" от 21 декабря 2007 г. N на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 "Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Герасимова Е.А. поставлена на учет для улучшения жилищных условий по категории "пенсионеры" с 21 декабря 2007 г, составом семьи 2 человека (Герасимова Е.А. и ее супруг Герасимов М.И.).
Согласно свидетельству о перемене имени, выданному 11 ноября 2013 г. Отделом ЗАГС Улаганского района Комитета по делам ЗАГС Республики Алтай, Герасимова Е.А. переменила фамилию на "Уханова".
Постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" от 9 апреля 2014 г. N на основании заявления Ухановой Е.А. от 2 апреля 2014 г, в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, фамилия "Герасимова" изменена на фамилию "Уханова".
21 марта 2019 г. Уханова Е.А. обратилась в администрацию муниципального образования "Улаганский район" с заявлением об исключении Герасимова М.И. из состава ее семьи в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании свидетельства о расторжении брака, указав, что с 2014 года не проживают совместно и не ведут общее хозяйство.
Постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" от 10 июня 2019 г. N, Герасимов М.И. исключен из состава семьи Ухановой Е.А. в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением администрации муниципального образования "Улаганский район" от 8 апреля 2020 г. N Уханова Е.А, состоящая в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пп. "д" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, снята с учета, поскольку на момент нахождения в очереди имела жилье за пределами районов Крайнего Севера в 2009-2010 годах.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, выданной 23 марта 2020 г, Ухановой Е.А. на праве собственности, в период с 10 декабря 2009 г. по 6 июля 2010 г, принадлежало жилое здание площадью 16, 70 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции также установлено, что в материалах учетного дела Ухановой Е.А. отсутствуют сведения о том, что она представляла ответчику информацию о наличии жилого помещения за пределами района, приравненному к Крайнему Северу.
Разрешая требования Ухановой Е.А. об обязании администрации муниципального образования "Улаганский район" восстановить на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы по категории "пенсионеры" составом семьи 2 человека с даты постановки на учет - с 21 декабря 2007 г, и, отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, установив, что в период с 10 декабря 2009 г. по 6 июля 2010 г. Ухановой Е.А. принадлежало на праве собственности жилое здание за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования "Улаганский район" при снятии Ухановой Е.А. с учета правомерно руководствовалась пп. "д" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Отказывая в удовлетворении требований Ухановой Е.А. о признании права состоять в очереди на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в списках граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на 2020 год, суд первой инстанции исходил из того, что приобретение гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учета имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь встать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции оставлены без удовлетворения производные требования Ухановой Е.А. о признании членом семьи Герасимова М.И, включении Герасимова М.И. в состав семьи для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения, об определении размера предоставляемой субсидии с вычетом кадастровой стоимости, отчужденного жилого помещения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Ухановой Е.А. и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам, приведенным в кассационной жалобе и материалам дела, не усматривает, поскольку выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции, действовавшей до 20 июля 2020 г.) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее - Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Пунктами 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктом "д" (утратил силу с 23 октября 2020 г.) п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к основанию для снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья относилось приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Таким образом, на момент снятия Ухановой Е.А. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодательством было установлено, что право на жилищную субсидию имеют лица либо не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Факт приобретения жилья означало исчезновение такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений за пределами Крайнего Севера либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установив, что у Ухановой Е.А. в период с 10 декабря 2009 г. по 6 июля 2010 г. в собственности имелось жилье за пределами района приравненного к районам Крайнего Севера, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ухановой Е.А, поскольку в соответствии с законодательством, действовавшим на момент снятия Ухановой Е.А. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, являлось отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Учитывая изложенное, доводы дополнений к кассационной жалобе о том, что ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 20 июля 2020 г. изложена в новой редакции, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 9 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 26 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ухановой Елены Аркадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.