Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2019-009576-59 (N 2-570/2020) по иску Г.И.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) о взыскании невыплаченной пенсии, по кассационной жалобе Г.И.А. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Г.И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее- УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области) о взыскании невыплаченной пенсии.
В обосновании исковых требований указала, что с 5 декабря 2016 г. ей установлена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) в размере 8 485, 07 руб. С заявлением о назначении пенсии она обратилась 8 ноября 2016 г. предоставив все необходимые документы.
В подтверждение трудового стажа и указания суммы ежемесячного заработка за период работы в Государственном учреждении "Пассажиравтотранс" (ранее - Кемеровское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций - Кемеровский автовокзал) с 14 декабря 1990 г. по 8 августа 1998 г. представила запрошенные справки от 15 июня 2016 г.
Ответчиком справки о заработке, учитываемом при исчислении пенсии за 1991, 1992, 1998 годы приняты не были и аналогичные справки запрошены только 18 октября 2018 г. после ее неоднократных обращений о перерасчете размера пенсии.
Расчет размера пенсии осуществлен пенсионным органом на основании справок с 1 июня 1994 г. по 30 ноября 2001 г. Для расчета размера ее пенсии были учтены периоды: 7 месяцев 1994 года, 12 месяцев 1995 года, 12 месяцев 1996 года, 12 месяцев 1997 года, 8 месяцев 1998 года. Пропущены 1999, 2000 годы и далее для подсчета взят период за 2001 год - 4 месяца.
При размере ее заработной платы выше среднестатистической по России ответчиком самовольно произведена деноминация ее заработной платы в рублях с 1998 года по 2001 годы, тем самым занижен размер пенсии, поскольку коэффициент отношения ее заработной платы к заработной плате по стране при таком подсчете равен 1, 027, тогда как при правильном подсчете он составляет 1, 2. Соответственно, ее заработная плата, учитываемая при начислении пенсии, занижена на 17 %.
18 октября 2018 г. ответчиком, после ее неоднократных обращений, направлен запрос в ГУ "Пассажиравтотранс", которым 30 октября 2018 г. представлены справки о ее заработке, учитываемом при исчислении пенсии за 1996, 1997, 1998 годы.
С 1 декабря 2018 г. ответчиком произведен перерасчет ее пенсии, размер которой с декабря 2018 года составил 9 584, 56 руб. Таким образом, за период с 5 декабря 2016 г. по 1 декабря 2018 г. ей не выплачена пенсия в размере 26 387, 76 руб. (9584, 56 руб. - 8485, 07 руб.) х 24 месяца).
Просила суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет ее пенсии за период с 5 декабря 2016 г. по 1 декабря 2018 г. исходя из факта получения с октября 1990 года по август 1998 года заработной платы, не применяя разъяснения управляющего отделением Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области С.В.А. от 5 апреля 2007 г. N, взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченную пенсию за период с 5 декабря 2016 г. по 1 декабря 2018 г. в размере 34 725, 29 руб, индексацию взысканной судом денежной суммы на день исполнения решения суда.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2020 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Г.И.А. ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, просит направить дело в суд первой инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает что, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Г.И.А. (ранее N) Г.И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с 5 декабря 2016 г. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ответчика от 14 ноября 2016 г. Г.И.А. назначена пенсия по старости с 5 декабря 2016 г. в размере 8 460, 18 руб. (3901, 25 руб. - страховая пенсия, 4558, 93 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии).
При исчислении размера пенсии Г.И.А. был учтен ее заработок за период с июня 1994 года по декабрь 1997 года (43 месяца) в соответствии с представленными ею справками, с января 1998 года по август 1998 года (8 месяцев) и с августа 2001 года по ноябрь 2001 года (4 месяца) по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, всего 55 месяцев.
Расчет пенсии Г.И.А. на дату назначения 5 декабря 2016 г. произведен на основании представленных ею справок о заработной плате. Она была ознакомлена с тем, что отношение ее заработной платы составляет менее 1, 2, а также с условиями расчета.
Размер среднемесячной заработной платы Г.И.А. за указанный период с учетом коэффициентов индексации и деноминации с 1 января 1998 г. составил 755, 59 руб, среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за указанный период составила 735, 78 руб, отношение заработков - 1, 027.
7 ноября 2018 г. Г.И.А. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии на основании справок о заработной плате N, N от 30 октября 2018 г, по результатам рассмотрения которого ответчиком 13 ноября 2018 г. принято решение N о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), размер пенсии увеличен до 9 584, 56 руб, начиная с 1 декабря 2018 г.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного учета) в системе государственного пенсионного страхования, либо за 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, на основании первичных бухгалтерских документов. Суд пришел к выводу о том, что расчет пенсии истицы произведен правильно, в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем, правовых оснований для перерасчета пенсии, предусмотренных ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за спорный период не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзц. 7 п. 3 и абзц.4 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 1 января 2015 года, рассчитывается по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 26 Постановления Минтруда Российской Федерации N 16, Пенсионного Фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст. 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-О, от 28 ноября 2019 г. N 3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в ст. 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Установив, что расчет пенсии истцу был произведен в соответствии с нормами законодательства, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что при расчете среднемесячного заработка при расчете пенсии необходимо определять путем деления фактически начисленной заработной платы на фактическое отработанное время, аналогичны правовой позиции истца при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций. Приведенные доводы уже являлись предметом проверки судебных инстанций и мотивированно отклонены.
Доводы кассационной жалобы о незаконности отказа перерасчета пенсии были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, выводы которого мотивированы ссылками на законодательство и представленные доказательства.
Поскольку суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 27 февраля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 23 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.