Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1302/2019, УИД 38RS0019-01-2019-001718-20 по иску Скворцова Владимира Дмитриевича к Федеральному государственному образовательному учреждению начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров", Министерству энергетики Российской Федерации, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об обязании освободить от занимаемой должности, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Федерального агентства по управлению государственным имуществом на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скворцов В.Д. обратился в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров", Министерству энергетики Российской Федерации, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом об обязании освободить от занимаемой должности, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Скворцов В.Д. указал, что 19 декабря 2005 г. Федеральное агентство по энергетике заключило с ним трудовой договор сроком на 5 лет, предметом которого явились отношения между агентством и руководителем, связанные с исполнением последним обязанностей директора учреждения.
Приказом Федерального агентства по энергетике от 20 декабря 2005 г. N он назначен на должность директора ФГБОУ "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров".
Как следует из пунктов 5.1, 5.2 Устава ФГОУ "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров", органами управления учреждением является высший орган управления и единоличный орган управления.
Высшим органом управления учреждением является Федеральное агентство по энергетике, в ведении которого находится учреждение.
Изменение и прекращение трудового договора с директором учреждения осуществляется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 5.7 Устава).
19 декабря 2010 г. истёк срок, на который с ним был заключён трудовой договор.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26 июля 2019 г, Федеральное агентство по энергетике прекратило деятельность путём реорганизации в форме присоединения 16 февраля 2010 г. Правопреемником агентства является Министерство энергетики Российской Федерации.
В то же время в выписке из ЕГРЮЛ от 26 июля 2019 г. в отношении ФГОУ "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" учредителем учреждения указано Федеральное агентство по энергетике.
С целью решения вопроса о прекращении его полномочий как директора ФГОУ "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров", он неоднократно обращался в Министерство энергетики Российской Федерации, территориальное управление Росимущества.
В ответах на его обращения Минэнерго России указало, что ФГОУ "Братский межотраслевой учебный по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" не закреплено в ведение Минэнерго России нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в связи с чем, не может осуществлять функции и полномочия учредителя данного учреждения.
Направленные им в Территориальное управление Росимущества заявления перенаправлялись территориальным управлением в Росимущество в г. Москву либо в Минэнерго России и по существу рассмотрены не были.
17 августа 2011 г. Территориальным управлением Росимущества в Иркутской области с ним заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 19 декабря 2005 г, которым указанный трудовой договор продлён сроком на 1 год.
11 июня 2019 г. он снова обратился с заявлениями к министру энергетики Российской Федерации и в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае с просьбой освободить его от исполнения обязанностей в должности директора ФГОУ "Братский межотраслевой учебный по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" с 20 июля 2019 г, однако его обращения оставлены ответчиками без рассмотрения. До настоящего времени приказ об освобождении его от занимаемой должности ответчиками не издан.
Сложившейся ситуацией нарушаются его права, поскольку вопреки своему желанию он вынужден занимать должность и исполнять обязанности директора ФГОУ "Братский межотраслевой учебный по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров".
Действиями ответчиков нарушены его права и законные интересы, за защитой которых он вынужден обратиться в суд.
Скворцов В.Д. просил суд обязать ответчиков освободить его от занимаемой должности директора федерального государственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке повышению квалификации кадров" по собственному желанию с 20 июля 2019 г.; взыскать с Министерства энергетики Российской Федерации, Межрегионального территориального управления Росимущество в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 24 сентября 2019 г. исковые требования удовлетворены частично.
На Министерство энергетики Российской Федерации возложена обязанность освободить Скворцова В.Д. от занимаемой должности директора федерального государственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке повышению квалификации кадров" по собственному желанию с 20 июля 2019 г.
С Министерства энергетики Российской Федерации в пользу Скворцова В.Д. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
В удовлетворении оставшихся исковых требований Скворцова В.Д. отказано.
Определением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 12 мая 2020 г. произведена замена ответчика Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в порядке процессуального правопреемства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 июля 2020 г. решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 24 сентября 2019 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Скворцова В.Д. удовлетворены частично.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязано расторгнуть со Скворцовым В.Д. трудовой договор и освободить его от должности директора федерального государственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке повышению квалификации кадров" по инициативе работника.
С Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу Скворцова В.Д. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Министерство энергетики Российской Федерации, федеральное государственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке повышению квалификации кадров", Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области освободить Скворцова В.Д. от занимаемой должности отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 июля 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что правопреемником Федерального агентства по энергетике является Министерство энергетики Российской Федерации и поскольку согласно пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" установлено, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Министерства энергетики Российской Федерации находятся организации, находившиеся в ведении Федерального агентства по энергетике, суд обязал Министерство энергетики Российской Федерации освободить Скворцова В.Д. от занимаемой должности директора ФГОУ "Братский межотраслевой учебный центр" по собственному желанию с 20 июля 2019 г.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Скворцова В.Д, возлагая обязанность расторгнуть трудовой договор и освободить Скворцова В.Д. от занимаемой должности директора Федерального государственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров" на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, суд апелляционной инстанции принял во внимание поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 августа 2011 г. данное Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области о продлении трудового договора со Скворцовым В.Д. на один год и заключённое Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области 17 августа 2011 г. в связи с ним дополнительное соглашение к трудовому договору со Скворцовым В.Д, и пришёл к выводу, что с момента заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, работодателем по отношению к Скворцову В.Д. с 17 августа 2011 г. является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом выступило по отношению к Скворцову В.Д. работодателем, то обязанность расторгнуть трудовой договор и освободить Скворцова В.Д. от занимаемой должности должна быть возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (абзацы первый - третий статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью первой статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор может быть заключён на срок не более пяти лет, если более длительный срок не установлен Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключённым на неопределённый срок.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть прекращён по инициативе работника (статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что согласно Уставу ФГОУ "Братский межотраслевой учебный центр", утверждённому распоряжением Федерального агентства по энергетике от 2 сентября 2005 г. N 39-р, Федеральное государственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" находится в ведении Федерального агентства по энергетике (пункт 1.4). Органами управления учреждением являются высший орган управления и единоличный исполнительный орган (пункт 5.1). Высшим органом управления учреждением является Федеральное агентство по энергетике, в ведении которого находится учреждение (пункт 5.2). К компетенции высшего органа управления относится решение, в том числе вопроса образования исполнительных органов учреждения и прекращение их полномочий (пункт 5.3). Исполнительным органом учреждения является директор, назначаемый на должность высшим органом управления на основании срочного трудового договора (пункт 5.4).
19 декабря 2005 г. между Федеральным агентством по энергетике и Скворцовым В.Д. заключён трудовой договор, регулирующий отношения между агентством и руководителем, связанные с исполнением истцом обязанностей директора федерального государственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" (учреждение) (пункт 1). Трудовой договор заключён сроком на 5 лет (пункт 6.1).
Приказом Федерального агентства по энергетике N от 20 декабря 2005 г. Скворцов В.Д. назначен на должность директора федерального государственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" на основании трудового договора от 19 декабря 2005 г. N.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" упразднено Федеральное агентство по энергетике, его функции переданы Министерству энергетики Российской Федерации (пункт 11).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 26 июля 2019 г. Федеральное агентство по энергетике прекратило деятельность юридического лица путём реорганизации в форме присоединения 16 февраля 2010 г. Правопреемник Министерство энергетики Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" постановлением правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 утверждено Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 установлено, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Министерства энергетики Российской Федерации находятся организации, находившиеся в ведении Федерального агентства по энергетике.
В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Министерства в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казённым предприятиям, подведомственным Министерству (пункт. 4.6).
На основании Распоряжений Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1915-р, от 10 декабря 2008 г. N 1855-р, от 28 августа 2009 г. N 1238-р, от 4 сентября 2010 г. N 1478-р, от 5 мая 2012 г. N 743-р, от 24 августа 2017 г. N 1801-р утверждены перечни государственных унитарных предприятий и Федеральных государственных учреждений, отнесённые к ведению Минэнерго России.
Федеральное государственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" в данные перечни не внесено.
12 августа 2011 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дало поручение Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области продлить трудовой договор от 19 декабря 2005 г. N между ФГОУ НДПО "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" и Скворцовым В.Д. на один год.
17 августа 2011 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, в соответствии с полномочиями по положению, утверждённому приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.05.2009 N, на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 августа 2011 г. заключило между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Скворцовым В.Д. дополнительное соглашение к трудовому договору от 19 декабря 2005 г. N, срок трудового договора со Скворцовым В.Д. был продлён на 1 год.
Из материалов дела следует, что Скворцов В.Д. с 2012 г. пытается решить вопрос о прекращении с ним трудового договора в связи с уходом на пенсию, начиная с 15 июня 2012 г. неоднократно направлял заявления об увольнении в связи с уходом на пенсию в Росимущество, которое, ссылаясь на отсутствие полномочий на расторжение трудового договора, обращалось с данным вопросом в Минэнерго России, которые также ссылались на отсутствие таких полномочий, по причине того, что ФГОУ НДПО "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" не отнесено к ведению Минэнерго России нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в связи с чем Минэнерго России не осуществляет полномочий учредителя и собственника имущества указанного учреждения.
Согласно Уставу ФГОУ НДПО "Братский межотраслевой учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров" имущество учреждения находится в федеральной государственной собственности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращённого в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учёту имущества, созданного и (или) приобретённого в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что с момента заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, работодателем по отношению к Скворцову В.Д. с 17 августа 2011 г. является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а потому обязанность расторгнуть трудовой договор и освободить Скворцова В.Д. от занимаемой должности должна быть возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.