Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Шефер И.А, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-682/2020 (УИД: 42RS0033-01-2020-001039-67) по иску Плотниковой Любови Равильевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 6 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Плотникова Любовь Равильевна (далее - Плотникова Л.Р, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Плотникова Л.Р. указала, что 1 ноября 2019 г. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку на дату обращения с заявлением имела 25 лет педагогического стажа.
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17 января 2020 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости Плотниковой Л.Р. отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Пенсионным органом не зачтены в специальный стаж периоды учебных отпусков с 9 сентября 2013 г. по 21 сентября 2013 г, со 2 декабря 2013 г. по 21 декабря 2013 г, с 12 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г, с 20 октября 2014 г. по 8 ноября 2014 г, с 23 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г, с 5 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г, с 15 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 5 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г.
С решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Плотникова Л.Р. не согласна.
Плотникова Л.Р. просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17 января 2020 г. N об отказе в установлении пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж периоды учебных отпусков с 9 сентября 2013 г. по 21 сентября 2013 г, со 2 декабря 2013 г. по 21 декабря 2013 г, с 12 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г, с 20 октября 2014 г. по 8 ноября 2014 г, с 23 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г, с 5 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г, с 15 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 5 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г, обязать УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права на нее, то есть с 20 апреля 2020.
Решением Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 6 июля 2020 г. исковые требования Плотниковой Л.Р. удовлетворены. Решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17 января 2020 г. N об отказе в установлении Плотниковой Л.Р. досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным. На УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Плотниковой Л.Р. периоды нахождения в учебных отпусках с 9 сентября 2013 г. по 21 сентября 2013 г, со 2 декабря 2013 г. по 21 декабря 2013 г, с 12 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г, с 20 октября 2014 г. по 8 ноября 2014 г, с 23 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г, с 5 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г, с 15 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 5 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г, назначить Плотниковой Л.Р. досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 июня 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г. решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 6 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 6 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Плотникова Л.Р, представитель ответчика УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Плотникова Л.Р. 16 декабря 2019 г. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17 января 2020 г. N Плотниковой Л.Р. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Бесспорный специальный стаж Плотниковой Л.Р, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", составлял на дату обращения в пенсионный орган - 24 года 6 месяцев 15 дней, при требуемом - 25 лет.
При этом пенсионным органом не включены в специальный стаж Плотниковой Л.Р. периоды нахождения в учебных отпусках с 9 сентября 2013 г. по 21 сентября 2013 г, со 2 декабря 2013 г. по 21 декабря 2013 г, с 12 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г, с 20 октября 2014 г. по 8 ноября 2014 г, с 23 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г, с 5 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г, с 15 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 5 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г, по мотиву того, что учебные отпуска, возможно засчитать в стаж на соответствующих видах работ только до даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 г. N 381 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516", то есть до 30 июня 2007 г.
Из копии трудовой книжки следует, что Плотникова Л.Р. 1 сентября 2000 г. принята переводом на должность воспитателя в детский сад N " "данные изъяты"" комбинированного вида, 18 декабря 2001 г. присвоена первая квалификационная категория по должности воспитатель, 26 апреля 2007 г. присвоена высшая квалификационная категория по должности воспитатель, 25 апреля 2012 г. установлена высшая квалификационная категория по должности воспитатель, 22 марта 2017 г. установлена высшая квалификационная категория по должности воспитатель, работает по настоящее время.
Согласно справке от 14 мая 2020 г. N, выданной МБДОУ "Детский сад N " "данные изъяты"", Плотникова Л.Р. работает в должности воспитателя в МБДОУ "Детский сад N " "данные изъяты"" с 1 сентября 2000 г. по настоящее время. Нагрузка не менялась, на курсы повышения квалификации не отправлялась, в отпуске без сохранения заработной платы не находилась.
Согласно данным о стаже Плотниковой Л.Р, периоды учебных отпусков с 9 сентября 2013 г. по 21 сентября 2013 г, со 2 декабря 2013 г. по 21 декабря 2013 г, с 12 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г, с 20 октября 2014 г. по 8 ноября 2014 г, с 23 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г, с 5 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г, с 15 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 5 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г. учтены как: "Обычные условия ст. 8 Закона N 400-ФЗ".
Из справки, уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, выданной МБДОУ "Детский сад N "данные изъяты"" следует, что Плотникова Л.Р. работает в МБДОУ "Детский сад N " "данные изъяты"" в должности воспитателя с 1 сентября 2000 г. по настоящее время. Работа осуществлялась в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, на полную ставку. Отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялся. Периоды нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы: с 9 сентября 2013 г. по 21 сентября 2013 г. - 13 дней (приказ от 12 сентября 2013 г. N); со 2 декабря 2013 г. по 21 декабря 2013 г. - 20 дней (приказ от 20 декабря 2013 г. N); с 12 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г. - 20 дней (приказ от 16 мая 2014 г. N); с 20 октября 2014 г. по 8 ноября 2014 г. - 20 дней (приказ от 17 октября 2014 N); с 23 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г. - 20 дней (приказ от 18 февраля 2015 г. N); с 5 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г. - 27 дней (приказ от 5 октября 2015 г. N); с 15 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г. - 27 дней (приказ от 15 февраля 2016 г. N); с 5 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г. - 27 дней (приказ от 5 сентября 2016 г. N). Периоды учебных отпусков без сохранения заработной платы, не включаемые в специальный льготный стаж, отсутствуют. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начислены в УПФ РФ г. Прокопьевска за указанный период в полном объеме.
Из справки, выданной МАУ "Центр бухгалтерского и технического обслуживания образования" 4 февраля 2020 г. N следует, что Плотникова Л.Р. работает в МБДОУ "Детский сад N" в должности воспитателя с 1 сентября 2000 г. по настоящее время. Плотниковой Л.Р. предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска: с 9 сентября 2013 г. по 21 сентября 2013 г. (13 к/дн), со 2 декабря 2013 г. по 21 декабря 2013 г. (20 к/дн), с 12 мая 2014 г. по 31 мая 2014 г. (20 к/дн), с 20 октября 2014 г. по 8 ноября 2014 г. (20 к/дн), с 23 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г. (20 к/дн), с 5 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г. (27 к/дн), с 15 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г. (27 к/дн), с 5 сентября 2016 г. по 1 октября 2016 г (27 к/дн).
Согласно справке, выданной Новокузнецким институтом (филиал) ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет" 30 января 2020 г. N Плотникова Л.Р. обучалась в вузе на заочной форме факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2016 г. Решением Государственной экзаменационной комиссии от 21 декабря 2016 г. Плотниковой Л.Р. присвоена квалификация "бакалавр" по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) образовательной программы: Дошкольная дефектология".
19 января 2017 г. ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет" Плотниковой Л.Р. выдан диплом бакалавра.
Из справки, выданной 11 февраля 2020 г. Новокузнецким институтом (филиал) ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет" N следует, что Плотникова Л.Р. с 1 сентября 2013 г. зачислена на 1 курс заочной формы обучения (приказ о зачислении от 15 августа 2013 г. N), с 31 декабря 2016 г. отчислена из числа обучающихся заочной формы обучения ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет" в связи с получением образования (завершением обучения) (приказ от 9 января 2017 г. N).
Удовлетворяя требования Плотниковой Л.Р. о возложении обязанности на пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", спорные периоды нахождения в учебных отпусках, суд первой инстанции исходил из того, что в период нахождения в учебных отпусках Плотникова Л.Р. работала в МБДОУ "Детский сад N " "данные изъяты"" в должности воспитателя, трудовые отношения с работодателем не прерывались, обучение относится непосредственно к профессиональной деятельности истца.
Установив, что с учетом периодов включенных пенсионным органом в бесспорном порядке (24 года 6 месяцев 15 дней) и включенных судом периодов нахождения в учебных отпусках, специальный стаж Плотниковой Л.Р. на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 16 декабря 2019 г. составлял более требуемых 25 лет, право Плотниковой Л.Р. на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникло 5 декабря 2019 г. (выработан требуемый 25 летний стаж), руководствуясь ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", положениями Приложения 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на пенсионный орган назначить Плотниковой Л.Р. досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 16 июня 2020 г.
Установив, что на момент подачи заявления в пенсионный орган у Плотниковой Л.Р. имелся требуемый специальный стаж, приняв во внимание, что решением ответчика Плотниковой Л.Р. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17 января 2020 г. N об отказе в назначении Плотниковой Л.Р. досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей).
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Порядок включения в специальный стаж периодов отпусков Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не урегулирован.
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотрено, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (абз. 2 п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Согласно ч. 1 ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения.
Частью 1 ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Установив, что в спорные периоды нахождения в учебных отпусках Плотникова Л.Р. работала в МБДОУ "Детский сад N " "данные изъяты"" в должности воспитателя, обучалась в высшем учебном заведении, в эти периоды ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, обучение относится непосредственно к ее профессиональной деятельности, судебные инстанции пришли к правильным выводам о возложении обязанности на пенсионный орган включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды нахождения Плотниковой Л.Р. в учебных отпусках.
Учитывая вышеизложенное, доводы, приведенные в кассационной жалобе оспаривающие выводы судебных инстанций о возложении обязанности на пенсионный орган включить в специальный стаж педагогической деятельности Плотниковой Л.Р. периоды нахождения в учебных отпусках являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", если дата возникновения права на страховую пенсию по старости приходится на 2019 год, то срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Установив, что Плотникова Л.Р. приобрела стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии 5 декабря 2019 г, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями пенсионного законодательства, пришел к правильному выводу о том, что досрочная страховая пенсия по старости может быть назначена Плотниковой Л.Р. не ранее чем с 5 июня 2020 г.
Поскольку Плотниковой Л.Р. просила суд обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 16 июня 2020 г, суд первой инстанции с учетом ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, возложил обязанность на пенсионный орган назначить Плотниковой Л.Р. досрочную страховую пенсию по старости с 16 июня 2020 г.
Поскольку на момент вынесения судом решения (6 июля 2020 г.) у Плотниковой Л.Р. возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", то выводы судебных инстанций о признании незаконным решения УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17 января 2020 г. N об отказе в назначении Плотниковой Л.Р. досрочной страховой пенсии по старости, следует признать правильными, а доводы кассационной жалобы о том, что выводы судов о признании незаконным решения от 17 января 2020 г. N противоречат установленным обстоятельствам дела несостоятельными.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 6 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.