Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Кожевниковой Л.П. и Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2020-002547-16 (2-2153/2020) по иску Ситниковой О.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонному) о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Кемерово от 2 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ситникова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее также - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 17 февраля 2020 г. N ей отказано в назначении пенсии по причине недостаточности педагогического стажа, так как из подсчета стажа были исключены, в том числе периоды:
- с 2 июня 1993 г. по 25 июля 1994 г. (1 год 1 месяц 24 дня) - музыкальный руководитель на 1 ставку детского комбината N на Кемеровской ГРЭС, так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N 781 "детский комбинат" не предусмотрен;
- с 13 декабря 1994 г. по 16 июня 1997 г. (2 года 6 месяцев 4 дня) - музыкальный руководитель на 1 ставку в детском комбинате N АООТ "Кузбассэнерго", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N 781 "детский комбинат" не предусмотрен.
На дату обращения 18 ноября 2019 г. без учёта спорных периодов специальный трудовой стаж истца составляет 22 года 7 месяцев 7 дней, с учётом спорных периодов - 26 лет 3 месяца 5 дней, при необходимом 25 лет.
Считает решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 17 февраля 2020 г. N незаконным в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 2 июня 1993г. по 25 июля 1994 г. (1 год 1 месяц 24 дня) - музыкальный руководитель на 1 ставку детского комбината N на Кемеровской ГРЭС; с 13 декабря 1994 г. по 15 февраля 1995 г. (2 месяца 3 дня), с 18 февраля 1995 г. по 16 июня 1997 г. (2 года 3 месяца 29 дней) - музыкальный руководитель на 1 ставку в детском комбинате N АООТ "Кузбассэнерго".
Просила признать незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 17 февраля 2020 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 2 июня 1993 г. по 25 июля 1994 г. (1 год 1 месяц 24 дня) - музыкальный руководитель на 1 ставку детского комбината N на Кемеровской ГРЭС; с 13 декабря 1994 г. по 15 февраля 1995 г. (2 месяца 3 дня), с 18 февраля 1995 г. по 16 июня 1997 г. (2 года 3 месяца 29 дней) - музыкальный руководитель на 1 ставку в детском комбинате N АООТ "Кузбассэнерго", обязать УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы: с 2 июня 1993г. по 25 июля 1994 г. (1 год 1 месяц 24 дня) - музыкальный руководитель на 1 ставку детского комбината N на Кемеровской ГРЭС; с 13 декабря 1994 г. по 15 февраля 1995 г. (2 месяца 3 дня), с 18 февраля 1995 г. по 16 июня 1997 г. (2 года 3 месяца 29 дней) - музыкальный руководитель на 1 ставку в детском комбинате N АООТ "Кузбассэнерго", назначить досрочную страховую пенсию по старости с учётом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 18 ноября 2019 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 2 июня 2020 г. исковые требования Ситниковой О.Н. удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 17 февраля 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Ситниковой О.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить Ситниковой О.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды ее работы с 2 июня 1993 г. по 25 июля 1994 г, с 13 декабря 1994 г. по 15 февраля 1995 г, с 18 февраля 1995 г. по 16 июня 1997 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) назначить Ситниковой О.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" начиная с 18 ноября 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 2 июня 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2020 г. как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 18 ноября 2019г. Ситникова О.Н. обратилась в клиентскую службу (на правах отдела) в Кировском районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 17 февраля 2020 г. N Ситниковой О.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствует стаж на соответствующих видах работ (в наличии 22 года 7 месяцев 7 дней при требуемом 25 лет).
Как следует из решения комиссии УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное), в стаж работы на назначение досрочной страховой пенсии по старости не засчитаны, в том числе периоды, являющиеся спорными по данному иску:
- с 2 июня 1993 г. по 25 июля 1994 г. (1 год 1 месяц 24 дня) - музыкальный руководитель на 1 ставку детского комбината N на Кемеровской ГРЭС;
- с 13 декабря 1994 г. по 16 июня 1997 г. (2 года 6 месяцев 4 дня) - музыкальный руководитель на 1 ставку в детском комбинате N АООТ "Кузбассэнерго".
На день обращения истца с заявлением о назначении пенсии (18 ноября 2019 г.) ее специальный стаж составил 22 года 7 месяцев 7 дней при требуемом 25 лет.
Ситникова О.Н. с 2 сентября 1991 г. по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно справке от 27 ноября 2019г. исх. N Иванова (Ситникова) О.Н. работала на Кемеровской ГРЭС Кузбасского районного энергетического управления "Кузбассэнерго":
- с 2 июня 1993 г. по 25 июля 1994 г. - музыкальным руководителем детского комбината N (приказ от 8 июня 1993 г. Nк).
25 июля 1994 г. уволена по собственному желанию (приказ от 26 июля 1994 г. Nк). По данной профессии была занята постоянно на одну ставку заработной платы. Периодов, не подлежащих включению в специальный стаж, не было.
Из справки от 27 февраля 2020 г. N следует, что распоряжением администрации г. Кемерово от 14 июля 1999 г. N Детский сад N переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение N "Детский сад общеразвивающего вида".
Справкой от 4 марта 2020 г. исх. N установлено, что Иванова О.Н. действительно работала в Новокемеровской ТЭЦ Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации открытого типа "Кузбассэнерго" с 13 декабря 1994 г. (приказ от 13 декабря 1994 г. Nк) по 16 июня 1997 г. в детском комбинате N музыкальным руководителем на 1, 25 ставки. Уставных документов и нормативных локальных актов по детскому комбинату N нет, так как он не был самостоятельным подразделением, а входил в штат Новокемеровской ТЭЦ.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в стаж истца, дающий право для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов ее работы с 2 июня 1993 г. по 25 июля 1994 г. (1 год 1 месяц 24 дня) в должности музыкального руководителя на 1 ставку детского комбината N на Кемеровской ГРЭС, с 13 декабря 1994 г. по 15 февраля 1995 г. (2 месяца 3 дня), с 18 февраля 1995 г. по 16 июня 1997 г. (2 года 3 месяца 29 дней) в должности музыкального руководителя на 1 ставку в детском комбинате N АООТ "Кузбассэнерго", поскольку истец работала в детских дошкольных учреждениях и осуществляла педагогическую деятельность.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, полагая, что данные выводы основаны на нормах закона и на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
В Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства", утвержденном 1 января 1976 г. и действовавшем до 1 января 2003 г, содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии. Разделом 924003 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад", выполняющего те же функции и задачи, что и "ясли-сад".
Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, от 22 сентября 1999 г. N1067, от 6 сентября 1991 г. N 463, предусмотрена должность воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад; детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
В спорные периоды с 2 июня 1993 г. по 25 июля 1994 г. (1 год 1 месяц 24 дня), с 13 декабря 1994 г. по 15 февраля 1995 г. (2 месяца 3 дня), с 18 февраля 1995 г. по 16 июня 1997 г. (2 года 3 месяца 29 дней) истец работала в детских дошкольных учреждениях и осуществляла педагогическую деятельность.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что вывод судов о включении в стаж истца, дающий право для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, спорных периодов является правильным.
С учетом указанных периодов работы суд правомерно признал право истца на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и возложил на ответчика обязанность назначить такую пенсию истцу с момента обращения за ней - с 18 ноября 2019 г, поскольку на данную дату у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии в том числе с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Выводы судов подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
В данном случае суд разрешилвопрос о виде (типе) учреждения (организации), условиях, характере деятельности истца и соответствии тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, по своей сути выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Однако, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений не допущено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 2 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.