Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Папушиной Н.Ю, Попова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 70RS0004-01-2019-005040-40 по иску Пенкиной Л.А. к ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Томской области N 1 о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала в качестве паевого взноса члена жилищного кооператива по кассационной жалобе Пенкиной Л.А. на решение Советского районного суда г. Томска от 05 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Пенкиной Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (далее - Фонд) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского (семейного) капитала в качестве паевого взноса члена жилищного кооператива. В обоснование требований истицей указано, что она является матерью двоих детей, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серий МК-1 N.
ДД.ММ.ГГГГ Пенкиной Л.А. заключила с Жилищным кооперативом (далее - ЖК) "Бест Вей" соглашение о членстве в жилищном кооперативе N СООР N007.
Поскольку истица вправе распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением N о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - уплату паевого взноса в ЖК "Бест Вей".
Решением пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ Пенкиной Л.А. отказано в удовлетворении заявления о распоряжений средствами материнского (семейного) капитала, поскольку представленные ею документы не содержат информации о приобретении конкретного жилого помещения, являющегося объектом гражданских прав. Истица полагает, что такое решение принято Фондом в нарушении действующего законодательства, не исключающего возможности направить средства материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения путем участия в жилищных и иных кооперативах.
На основании изложенного истца просила суд признать незаконным решение Фонда N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления N от ДД.ММ.ГГГГ о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий; обязать Фонд принять решение об удовлетворении заявления N от ДД.ММ.ГГГГ о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Решением Советского районного суда г. Томска от 05 февраля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 июня 2020 г. решение Советского районного суда г. Томска от 05 февраля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенкиной Л.А. изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, отказ Фонда, с которым без достаточных оснований согласились суды обеих инстанций, носит сугубо формальный характер и существенным образом сужает жилищные права истицы, поскольку препятствует возможности участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились. От представителя Фонда - Драчевой С.Б. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие. Иные лица, участвующие в деле, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что на основании решения ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N-С Пенкиной Л.А. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-1 N. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток доступных средств материнского (семейного) капитала составил 259009, 40 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между Пенкиной Л.А. и ЖК "Бест Вей" заключено соглашение о членстве в ЖК "Бест Вей" N СООР N007, в котором определены права и обязанности жилищного кооператива и его членов, правила членства в кооперативе, в том числе порядок внесения паевых, членских и иных взносов. При этом размер паевого взноса истицы и обязанность ЖК "Бест Вей" предоставить Пенкиной Л.А. конкретное жилое помещение в соответствии с размером паевого взноса указанным соглашением не установлены.
Согласно уведомлению председателя правления ЖК "Бест Вей" от ДД.ММ.ГГГГ Пенкиной Л.А. приобрела статус пайщика указанного кооператива, в связи с чем ей необходимо ежемесячно вносить минимальный паевой взнос в размере 10000 рублей и членский взнос в размере 2000 рублей. Размер паевого взноса будет изменен после заключения дополнительного соглашения к соглашению о членстве.
Выпиской из реестра пайщиков ЖК "Бест Вей" от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Пенкиной Л.А, является членом ЖК "Бест Вей".
Деятельность жилищного кооператива "Бест Вей" регулирует Устав, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из уставных задач целью жилищного кооператива является предоставление пайщикам возможности за счет собственных средств и средств других пайщиков улучшить жилищные условия, путем приобретения объектов недвижимости включая участие в долевом строительстве за счет объединения паевых взносов. Сам кооператив жилищное строительство не ведет, сведений о наличии в его собственности квартир материалы дела не содержат.
Пунктом 10.4 Статьи 10 Устава установлено, что объекты недвижимости приобретаются в порядке очередности по мере аккумулирования паевых взносов в Паевом фонде ЖК.
ДД.ММ.ГГГГ Пенкиной Л.А. как пайщику ЖК "Бест Вей" выдана оправка о том, что внесенный ею паевой взнос по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20000 рублей; ориентировочная стоимость желаемого к приобретению объекта недвижимости заявлена в сумме 2000000 рублей. В связи с чем пайщику для приобретения в собственность жилого помещения на территории Российской Федерации необходимо внести в ЖК "Бест Вей" паевые взносы в размере 1980000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Пенкиной Л.А. обратилась в Фонд с заявлением N о направлении средств материнского (семейного) капитала в сумме 259009, 40 рублей на уплату паевого взноса члена ЖК "Бест Вей" на улучшение жилищных условий.
Решением Фонда N от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении заявления о. распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, поскольку представленные документы не содержат информации о конкретном жилом помещении, приобретаемом Пенкиной Л.А.
В соответствии со статьей 124 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) являются основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива.
Количество членов кооператива не должно превышать количества жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (часть 1 статьи 112 ЖК РФ).
На основании подпунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" под жилищным накопительным кооперативом понимается потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Деятельность кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений - привлечение и использование кооперативом денежных средств граждан - членов кооператива и иных привлеченных кооперативом средств на приобретение или строительство жилых помещений (в том числе в многоквартирных домах) в целях передачи их в пользование и после внесения паевых взносов в полном размере в собственность членам кооператива.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ) материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям для улучшения жилищных условий.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона N 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила), в которых содержатся аналогичные положения (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае, если лицо, получившее сертификат, или супруг лица, получившего сертификат, является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены лицом, получившим сертификат, в качестве платежа в счет уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса.
Лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:
а) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую членство в кооперативе лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат (документ, подтверждающий подачу гражданином заявления о приеме в члены жилищного накопительного кооператива, или решение о приеме в члены жилищного, жилищно-строительного кооператива);
б) справку о внесенной сумме паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения права собственности на жилое помещение (для членов кооператива);
в) копию устава кооператива;
д) засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица, являющегося членом кооператива, в течение 6 месяцев после внесения последнего платежа, завершающего выплату паевого взноса в полном размере, оформить жилое помещение, построенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Из приведенных норм в их системном единстве следует, что основанием владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения жилым помещением является членство в жилищном кооперативе. Принимая решение о приеме заявителя в члены жилищного кооператива, общее собрание (конференция) одновременно рассматривает вопрос о предоставлении ему свободного жилого помещения. В этой связи в решении должны быть указаны индивидуально-определенное жилое помещение, предоставляемое заявителю, а также сумма паевого взноса, подлежащая внесению на расчетный счет жилищного кооператива, и срок оплаты. Жилое помещение предоставляется лицу, принятому в члены кооператива, в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Решение общего собрания членов жилищного кооператива о принятии гражданина в члены кооператива и предоставлении ему жилого помещения является основанием для его вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива.
Судами установлено, что в результате направления средств материнского (семейного) капитала в качестве паевого взноса, обязанности ЖК "Бест Вей" приобрести истице конкретное жилое помещение не возникает. Оценить жилое помещение, которое должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства, не представляется возможным. Приведенные обстоятельства, как отметили суды, свидетельствуют о том, что направление средств материнского (семейного) капитала в качестве паевого взноса в ЖК "Бест Вей" не будет отвечать целям улучшения жилищных условий семьи истицы и создает угрозу нарушения прав её несовершеннолетних детей.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Доводы же о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При этом другая точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 05 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 23 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пенкиной Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.