Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н.
судей Дмитриевой О.С. и Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0030-01-2019-002950-09 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу "Иркутскэнерго" о возложении обязанности выполнить действия, возмещении ущерба
по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Иркутскэнерго" на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав объяснения прокурора Рубана А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усть-Илимский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ПАО "Иркутскэнерго" о возложении обязанности обеспечить сброс сточных вод в Усть-Илимское водохранилище на канализационных очистных сооружениях "Универ", расположенных на левом берегу Усть-Илимского водохранилища на расстоянии 817, 5 км от устья р. Ангара, в соответствии с нормативами допустимого воздействия, установленными разрешением на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов N, выданным Управлением Росприроднадзора по Иркутской области 25.11.2015, в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда; обеспечить сброс сточных вод в Усть-Илимское водохранилище на канализационных очистных сооружениях "Левый берег", расположенных на левом берегу Богучанского водохранилища на расстоянии 804 км от устья р. Ангара, в соответствии с нормативами допустимого воздействия, установленными разрешением на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов N, выданным Управлением Росприроднадзора по Иркутской области 25.11.2015, в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда; обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства с документами, обеспечивающими согласование деятельности по сбросу сточных вод в Усть-Илимское водохранилище на канализационных очистных сооружениях "Универ", расположенных на левом берегу Усть-Илимского водохранилища на расстоянии 817, 5 км от устья р. Ангара, на канализационных очистных сооружениях "Левый берег", расположенных на левом берегу Богучанского водохранилища на расстоянии 804 км от устья р.
Ангара, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; возмещении причиненного окружающей среде - Усть-Илимскому и Богучанскому водохранилищам ущерба в результате сброса сточных вод с превышением установленных нормативов на канализационных очистных сооружениях "Левый берег" и "Универ" в размере 7160 руб, с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования "город Усть- Илимск".
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12 ноября 2019 г. (с учетом определения от 10 апреля 2020 г. об исправлении описок) оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июля 2020 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ПАО "Иркутскэнерго" просит судебные постановления отменить в части обеспечения сброса сточных вод. В обоснование доводов жалобы указывает, что для достижения нормативов допустимых сбросов ПАО "Иркутскэнерго" инвестиционным проектом "Зона затопления Богучанской ГЭС, Иркутская область. Система водоотведения" предусмотрены компенсационные мероприятия по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационноочистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск, которые не выполнены. Решениями Арбитражного суда Иркутской области установлен факт несоблюдения нормативов допустимых сбросов со стороны ПАО "Иркутскэнерго" по вине министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, вследствие неисполнения государственным органом обязанностей по обеспечению достижения целевых показателей государственной программы. Однако они судом к участию в деле не привлекались, что не позволило выяснить все обстоятельства, имеющие значение для дела. Судами не учтено, что опосредованными нарушителями природоохранного законодательства являются органы местного самоуправления.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Разрешая спор, судебные инстанции правильно руководствовались положениями статей 11, 35, 39, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и, установив нарушение ответчиком нормативов, требований качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект, что приводит к причинению ущерба окружающей природной среде, а также то обстоятельство, что деятельность по сбросу сточных вод в Усть-Илимское и Богучанское водохранилища не согласовывалась, пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суды обоснованно исходили из того, что обязанность по обеспечению сброса сточных вод в соответствии с нормативами допустимого воздействия должна быть возложена именно на ПАО "Иркутскэнерго".
Суды правомерно учли, что с 2015 года со стороны ответчика действий, направленных на обеспечение исполнения возложенной законом обязанности осуществлять сброс сточных вод в соответствии с нормативами, не предпринималось.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 12 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Иркутскэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи О.С. Дмитриева
В.Н. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.