Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А.
судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0068-01-2020-000323-84 (N2-1294/2020) по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Б.А.Ф. к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" об оспаривании действий, о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, по кассационным жалобам краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора Волкову А.Г, полагавшую кассационные жалобы удовлетворению не подлежащими, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Прокурор Ленинского района города Барнаула, действуя в интересах Б.А.Ф, обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу" (далее- КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу") об оспаривании действий, о возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки.
В обоснование исковых требований указал, что Б.А.Ф. является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты", собственником жилого помещения по адресу: "адрес", "адрес", площадью 54, 5 кв.м..
По информации КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" в период с 1 апреля 2008 г. по 31 декабря 2016 г. Б.А.Ф. предоставлялась компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по двум основаниям, как ветерану труда на оплату жилого помещения и как инвалиду "данные изъяты" на оплату коммунальных платежей.
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации предоставляется ей только по основанию "инвалид "данные изъяты"", выплата ежемесячной денежной компенсации по основанию "ветеран труда" прекращена на основании ст. 16 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
Вместе с тем, по мнению прокурора в силу буквального токования положения ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" в редакции закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС (далее - Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС), распространяются на граждан, относящихся к нескольким категориям по законодательству Алтайского края. Однако Б.А.Ф. не относится одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты. Таким образом, Б.А.Ф. была вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренной Законом края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в ее собственности в период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
В связи с чем, действия ответчика по прекращению в период с 1 января 2017г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Б.А.Ф. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану, являются незаконными.
Прокурор полагает, что Б.А.Ф. вправе получать в указанный период меры социальной поддержки, предусмотренные Законом края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в ее собственности.
Просил суд признать незаконными действия ответчика, выразившееся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Б.А.Ф. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, обязать ответчика возобновить с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставление Б.А.Ф. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, обязать ответчика произвести выплату Б.А.Ф. денежных средств в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС за период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Б.А.Ф. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС. Суд обязал КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" предоставить истцу меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N61-ЗС с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести выплату денежных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г. решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 года оставлено без изменения.
Представители КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" и Министерства социальной защиты Алтайского края обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которых ставят вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неверного толкования закона, регулирующего спорные правоотношения.
Относительно кассационных жалоб прокурором представлены возражения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалоб.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационных жалоб.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Б.А.Ф. является ветераном труда Алтайского края, что подтверждается удостоверением, а также она является инвалидом N, что подтверждается справкой ВТЭ - N N.
У Б.А.Ф. имеется в собственности квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 54, 4 кв.м.
По решению КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" от 1 декабря 2016 г. Б.А.Ф. как инвалиду была назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - по водоотведению, водоотведению ОДН, газоснабжение, горячее водоснабжение (вода, подогрев), горячее водоснабжение ОДН (вода, подогрев), отопление, холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН, а как ветерану труда - компенсация расходов на капитальный ремонт, вывоз ТБО, обслуживание общедомовым ПУ, ремонт и эксплуатация лифтов, содержание и ТО общего имущества, ТО газовых сетей, уборка внутри подъездной площади.
Таким образом, Б.А.Ф. получала различные меры социальной поддержки.
По решению КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" от 1 января 2017 г. Б.А.Ф. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только как инвалиду "данные изъяты" (л.д.9 оборот, л.д.10)
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Б.А.Ф. прекращена на основании п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС), в соответствии с которым гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 1 января 2017 г. Б.А.Ф. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), данные основания не относятся одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной поддержки, на основании чего, пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по прекращению предоставления истцу с 1 января 2017 г. мер социальной поддержки на основании п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, как ветерану труда.
Принимая во внимание п. 1 ст.6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Б.А.Ф. со 2 ноября 2018 г. имеет право на предоставление мер социальной поддержки или как инвалид или как ветеран труда по своему выбору, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность предоставить Б.А.Ф. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г, а также произвести перерасчет.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды при рассмотрении дела нормы материального права применили правильно.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Во вводной части Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги.
На основании ст.ст. 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий был принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС), вступившего в силу с 1 января 2017 г.) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Установив фактические обстоятельства дела, применив указанные нормы права, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении иска. Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Исходя из буквального толкования п.1 ст.6 Закона Алтайского края " О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 89-ЗС, положение о том, что меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям только по законодательству Алтайского края.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, внесены изменения в ст.6 Закона Алтайского края "о мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно данной статьи в новой редакции, гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев предусмотренных законодательством.
Доводы кассаторов о том, что ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты), следовательно, Б.А.Ф. не может воспользоваться льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленной законодательством Алтайского края, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку истец пользуется разными льготами, по федеральному законодательству Блинова А.Ф. пользуется льготой как инвалид, а по законодательству субъекта - пользовалась другими льготами как ветеран труда. При этом суды исходили из буквального толкования п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС), в соответствии с которым, гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В связи с чем, пришли к выводу о том, что данное ограничение распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены только законодательством Алтайского края.
Доводы кассаторов по существу повторяют позицию стороны ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили соответствующую оценку с подробным правовым обоснованием с учетом обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Доводы заявителей не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судебных инстанций или опровергали выводы постановленных по делу судебных актов. Эти доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов суда установленным фактическим обстоятельствам дела либо о нарушении норм материального и процессуального права, по своей сути, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции, нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, следует решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу", Министерства социальной защиты Алтайского края без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.